За пять лет владельцу Zeekr 001 придется выложить за его эксплуатацию 3,79 миллиона рублей. Такие данные опубликовало маркетинговое агентство НАПИ. Километр пробега обойдется в 50 рублей. При этом цена контрольного автомобиля составляла 7,5 миллиона, то есть за пять лет он съест почти половину стоимости.
Такие цифры выглядят обескураживающими для тех, кто покупает электромобиль ради невысоких эксплуатационных расходов, ведь затраты на энергию у таких машин кратно ниже, чем у бензиновых. Поскольку агентство НАПИ не предоставило детализации расчетов, мы решили перепроверить их. И судя по всему, для Zeekr всё не настолько плохо, хотя в каких-то аспектах его эксплуатация действительно может стать обременительной.
При расчетах НАПИ учитывало расходы на энергию, техобслуживание, шины, страховки, налоги и текущие ремонты автомобиля. Вычисления делались для жителя Москвы и ежегодного пробега в 15 тысяч километров в течение пяти лет. Во всех случаях существует большой разброс возможных значений, поэтому и конечный результат может сильно разниться.
Энергия
Расходы на энергию электромобиля зависят от того, где его заряжать. Чаще всего электромобили покупают с прицелом на зарядку у дома или в месте постоянной ночевки по бытовому тарифу, который для Москвы составляет 6,43 рубля за кВт·ч. При среднем расходе энергии в 20 кВт·ч/100 км электромобиль потребует 96 тысяч рублей (на пробег 75 тысяч километров). При этом в других регионах тарифы могут быть значительно ниже, например, в Челябинской области ночной тариф начинается от 1,78 рубля за кВт·ч, и в этом случае указанный пробег обойдется в 26 тысяч рублей. Но на скоростных коммерческих ЭЗС тариф составляет 16–18 рублей за кВт·ч, и тогда за указанный пробег нажжешь 240–270 тысяч рублей. Разброс результата — практически десятикратный.
Страховка
Агентство учитывало страховку каско, для которой нет стандартизованного тарифа. Но если ориентироваться на 6% от цены автомобиля, получается 450 тысяч рублей в год, или 2,25 миллиона за весь срок эксплуатации. При этом остальные «фискальные» расходы не так велики: так, Zeekr освобождены от уплаты транспортного налога в Москве и ряде других регионов, а ОСАГО рассчитывается по 30-процентной мощности, которая в случае с Zeekr 001 составляет 218 л. с. (вместо 544 л. с. пиковой). ОСАГО сильно зависит от параметров водителя, но для опытного автомобилиста может уложиться в 10–20 тысяч рублей, то есть добавит к сумме страховок около 50–100 тысяч.
Шины
Острым является вопрос с шинами: во-первых, электромобили достаточно тяжелые (Zeekr 001 весит 2,2–2,6 тонны) и охотно «едят» шины из-за большого крутящего момента. Во-вторых, размерность резины у них весьма экзотическая, а потому и ценник получается головокружительным. Предположим, что за обозначенные 75 тысяч километров Zeekr потребует один дополнительный комплект летних колес (плюсом к заводскому) и два комплекта зимних. Летние шины именитых марок с посадочным диаметром 22 дюйма стоят в районе 50 тысяч рублей за колесо, зимние — не менее 70 тысяч (Pirelli, Michelin). При таких вводных владелец Zeekr только на шины потратит 760 тысяч. Но существенно сэкономить можно, например, выбирая китайскую резину, что в случае с китайским электромобилем не выглядит таким уж нонсенсом — она примерно в пять раз дешевле.
Техобслуживание
Что касается техобслуживания, то Zeekr 001 не имеет ДВС и коробки передач, поэтому избавлен от замены моторного масла, свечей и прочих чисто автомобильных манипуляций. Но он требует периодической смены масла в редукторах (плюс других технических жидкостей), замены салонного фильтра, диагностики подвески и контроля систем, включая самую дорогую — батарею. Тяговые аккумуляторы электромобилей обычно имеют ресурс в 700–1000 циклов заряда, что обеспечивает пробеги 200–500 тысяч километров до их замены, поэтому на 75 тысяч километров батареи должно хватать. Тем не менее в год на разные операции с Zeekr 001 потребуется в среднем 50 тысяч рублей, то есть 250 тысяч за пять лет.
Итого
Если сложить максимальные значения приведенных цифр, получится в районе 3,6 миллиона рублей, то есть значение, близкое к насчитанному НАПИ. Более половины суммы — это затраты на страховку каско, которая не является обязательной, если автомобиль покупают не в кредит. То же самое относится к шинам: если сократить количество «дрифта» и не покупать редкую сейчас резину европейских брендов, расходы сократятся на сотни тысяч рублей. Наконец, зарядка электромобиля от домашней сети в общем балансе расходов является почти исчезающей величиной, в отличие от расходов на бензин. Так, для указанного пробега в 75 тысяч километров при расходе топлива в 10 л/100 км и цене бензина 55 рублей за литр получается сумма 413 тысяч рублей, то есть на 70% выше, чем для электромобиля при зарядке даже от дорогих скоростных ЭЗС, не говоря о домашних.
Фактически внушительная сумма итоговых расходов не связана с электромобильной составляющей: бензиновая машина аналогичного класса потребует близких расходов на страховку и шины, которые доминируют в нашем расчете. На пробегах до 75 тысяч километров электромобиль должен быть выгоднее автомобиля за счет более низких расходов на энергию, техобслуживание и транспортный налог. Но риски появляются на больших пробегах, когда встанет вопрос о ремонте или замене батареи. Предсказать эти траты сейчас сложно, в том числе потому, что мы не знаем будущую стоимость литий-ионных аккумуляторов — в последние десять лет она драматично упала, но сейчас процесс замедлился. В случае, если батареи Zeekr или сами машины окажутся проблемными, это скажется и на их цене на вторичном рынке, а значит, и на потере стоимости. Но пока данных об этом мало — активные поставки Zeekr начались только в прошлом году и достигли пика этой весной.
Основной моделью Zeekr является лифтбэк 001. Вот рассказ владельца о плюсах и тяготах его эксплуатации. Недавно у Zeekr вышла очередная новинка — седан 007. А недавно марка запретила поставки таких машин в Россию, но продавцы считают, что это мало скажется на популярности модели.