RU74
Погода

Сейчас-12°C

Сейчас в Челябинске
Погода-12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -19

0 м/c,

735мм 56%
Подробнее
2 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Авто проблема Авторынок (снова) задохнулся: продажи снижаются третий месяц подряд

Авторынок (снова) задохнулся: продажи снижаются третий месяц подряд

Апрельские меры против «серого» импорта охладили спрос

Chery и близкие ей компании (включая Xcite) стали главной силой на российском рынке: суммарные продажи в июне сопоставимы с результатами АВТОВАЗа
Источник:

В первом полугодии в России продали 719 тысяч автомобилей, и результат можно признать кисло-сладким: с одной стороны, это лучшие полгода с начала СВО и относительно аналогичного периода 2023 года рынок вырос на 79%. С другой стороны, даже так он не установил рекордов: например, в первой половине 2021-го, когда спрос восстанавливался после коронавируса, продажи превышали 800 тысяч машин. К тому же с марта наметилась негативная тенденция, и продажи снижаются уже третий месяц подряд. Здесь примешивается и сезонный фактор, но торможение рынка связано не только с этим. Ниже — основные итоги для авторынка за полгода.

Тепло, но не жарко

Июньские продажи автомобилей составили 124 тысячи, что в полтора раза лучше прошлогоднего результата, но ниже «докризисных» значений: так, в 2018 году июньские продажи превышали 150 тысяч машин, а в 2015-м — 240 тысяч. Итоги полугодия в целом выглядят оптимистично, и, если такие темпы продаж сохранятся, к декабрю продажи могут достигнуть уровня 1,5 миллиона машин, что плюс-минус соответствует объему, характерному для авторынка после 2014-го (до этого планка была вдвое выше).

Лучшим месяцем полугодия остался март, когда было продано 146,5 тысячи автомобилей. Но апрельские изменения правил параллельного импорта вкупе с подорожавшими кредитами привели к торможению рынка, несмотря даже на снижение цен.

АВТОВАЗ цементирует лидерство

Lada остается самой популярной маркой России, но скорее от безвыходности: в сегменте до 1,5 миллиона рублей у нее просто нет конкурентов. Полугодовые продажи составили 207 тысяч автомобилей, и доля рынка АВТОВАЗа приблизилась к 29%. Для сравнения: в 2019 году (последнем доковидном) доля Lada составляла 22%.

Полугодовую статистику АВТОВАЗ сильно оживила вернувшаяся год назад Lada Vesta
Источник:

При этом главный бестселлер марки, Lada Granta, показала очень умеренный рост продаж по итогам полугодия: всего 2% на фоне 79% в среднем по рынку. Но это во многом предсказуемо — часть клиентов оттянула на себя вернувшаяся Lada Vesta, которая стала второй самой популярной моделью в России. Спрос на обе Lada в первом полугодии был стабилен, и, вероятно, продажи, помимо прочего, ограничивают возможности АВТОВАЗа по выпуску машин.

Chery атакует с флангов

Среди иностранных марок-лидеров в России сложилась субординация, которая не нарушена и в первом полугодии 2024-го: четверка лидеров сохраняется уже много месяцев — Haval, Chery, Geely, Changan. Но интересно другое: в топ-10 марок половина — это Chery и ее суббренды. В десятке есть и Omoda, и Exeed, и Jetour, и Jaecoo. Это своеобразный ответ критикам (и нам в том числе) по поводу размножения дочерних марок, которое практикует Chery: несмотря на техническую схожесть, они всё равно пользуются спросом. Причем в сумме суббренды дают столько же продаж, сколько основная марка, позволяя всему концерну удваивать свое присутствие на рынке. Усилить этот процесс может появление Xcite X-Cross 7 на базе Chery Tiggo 7 Pro. Продажи стартовали в конце мая, и пока реализовано 550 машин. Для попадания в десятку нужно увеличить продажи еще раз в пять, но шансы есть: Xcite продают через автосалоны Lada, так что клиентский трафик им обеспечен.

Xcite X-Cross 7 имеет все шансы попасть в топ-10 российского рынка
Источник:

Что касается моделей лидеров, лидирует по-прежнему дуэт Haval Jolion и Chery Tiggo 7 Pro (самый популярный импортируемый автомобиль), на третье место выбился Chery Tiggo 4 Pro, за которым идут Changan CS55, Geely Monjaro и Omoda C5. Также в десятке — Belgee X50, хотя результаты его предшественника, Geely Coolray I, были лучше: в прошлом году он красовался в тройке иномарок.

Рынок отбеливается

Заметна и другая тенденция — засилье «официальных» производителей, что в наших реалиях означает российские и китайские бренды. Иномарки старой школы окончательно выпали из всех топов продаж, и найти их теперь можно за пределами топ-50 моделей. Пострадал и «серый» импорт из Китая: например, Lixiang, который осенью заскакивал в топ-10 моделей, теперь откатился во вторую десятку. На это прежде всего повлиял запрет на «беспошлинный» ввоз таких машин через страны ЕАЭС (в основном Киргизию и Белоруссию). При этом в июне Lixiang разошелся тиражом более 1000 единиц, став третьим по популярности премиум-брендом после Exeed и Tank (хотя причастность этих марок к премиум-сегменту — вопрос дискуссионный). Но для сравнения: в декабре прошлого года Lixiang продавался вдвое лучше.

Звезда «серого» импорта Lixiang сбавила обороты, но по-прежнему остается одной из самых популярных иномарок в своем сегменте
Источник:

Пострадали и продажи электромобилей: если в начале года месячные результаты достигали 2000 единиц, то к маю упали до 1000 (июньских данных еще нет). При этом Zeekr остается безоговорочным лидером сегмента: за пять месяцев продано более 4000 машин, тогда как идущие на втором и третьем местах Evolute и Volkswagen разошлись тиражами в районе 700 машин.

«Москвич» снова на спаде

Июньские продажи «Москвича» упали по сравнению с весенними результатами. В первый месяц лета реализовано 1323 автомобиля, что лишь немногим лучше среднего результата прошлого года, весьма безрадостного. Это особенно проблематично с учетом резкого снижения цен весной 2024-го, которое привело лишь к кратковременному оживлению спроса: в марте статистику усилила распродажа машин 2023 года, но с апреля — снова спад.

Снижение спроса можно объяснить охлаждением рынка в целом, но лишь отчасти. Так, если с марта по июнь суммарные продажи машин в России упали на 15%, то у «Москвича» — более чем вдвое. В апреле «Москвич» незначительно поднял цены на свежие автомобили, но прайсы в любом случае скромнее прошлогодних, так что в теории спрос должен держаться на достаточно высоком уровне. Его падение — тревожный знак для компании, у которой не планируется громких новинок: к концу года должен дебютировать кроссовер «Москвич-8», но он, скорее всего, будет дороже и «трешки», и «шестерки».

Положение столичного завода осложняет слабый спрос на лифтбек «Москвич-6», который никак не может раскачаться
Источник:

Цены на автомобили пока стабильны, но очередной виток подорожания вероятен, если власти увеличат утилизационные сборы: первоначально эту идею продвигал глава АВТОВАЗа Максим Соколов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE11
Смех
HAPPY7
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
121
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления