В России зарегистрировано 1,86 миллиона китайских автомобилей, что составляет 4% от автопарка, сообщает агентство «Автостат». Хотя сами по себе эти цифры не выглядят впечатляющими, интересна тенденция: за время пандемии коронавируса и СВО продажи автомобилей упали, а вот количество «чайнакаров» в стране, напротив, утроилось. Так, в марте 2020 года их насчитывалось 627 тысяч, а доля составляла лишь 1,4%. И даже год назад она была существенно ниже нынешней — всего 2,4%.
Пандемийные 2020 и 2021 годы стали переломными для китайских марок в России. Тогда из-за микропроцессорного кризиса поставки машин традиционных брендов забуксовали, китайские же, наоборот, усилили активность. В результате за время ковида их рыночная доля возросла с 2,4 до 8%, а с началом СВО подскочила еще сильнее: до 19% в 2022 году и до 53% в 2023-м. Сейчас китайские марки доминируют в импорте новых автомобилей (94%) плюс большой ассортимент производят внутри России. При этом реальная «чайнизация» даже сильнее, поскольку в статистику не попадают «натурализованные» китайские автомобили типа «Москвич», Xcite, Evolute (формально их считают российскими).
Пока доля китайских марок в 47-миллионном автопарке России не очень заметна, но представитель агентства «Автостат» Азат Тимерханов считает, что при сохранении тенденции скоро Китай обгонит ряд стран с точки зрения представленности в России:
— В настоящее время на долю «французов» и «американцев» в парке РФ приходится около 6% и 7% соответственно, — говорит он. — Очевидно, что при сохранении текущей ситуации на рынке китайские бренды через пару лет обойдут их и войдут в топ-5. Выше будут только российские, японские, корейские и немецкие марки.
Серьезно изменилась и структура китайских марок. Больше всего в России автомобилей Chery, и это остается константой, но если в 2020 году следом шли Lifan и Great Wall, то сейчас — Geely и Haval (последний является суббрендом Great Wall). Распространенность Chery объясняется давним присутствием на российском рынке: марка работает у нас более 20 лет. Всего в России насчитывается 445 тысяч Chery, тогда как по итогам только этого года марка может продать 140–150 тысяч машин — почти треть от их общего числа в стране. Это еще раз подчеркивает, насколько стремительно в отсутствие конкурентов китайские марки наращивают свое присутствие в России.
При этом спрос на китайские автомобили неравномерен по России и половина всех «чайнакаров» зарегистрирована в 10 регионах. Лидеры — Москва и Подмосковье, следом идут Санкт-Петербруг, Краснодарский край, Татарстан, Свердловская и Ростовская области, Башкортостан, Челябинская и Нижегородская области. Обращает внимание, что большая часть «чайнакаров» оседает в крупных, часто промышленных и относительно богатых регионах, что, вероятно, объясняется высокой ценой китайских автомобилей.
Кстати, по данным агентства «Автостат», автопарк России снижается: если 1 января 2022 года в стране было зарегистрировано 59,6 миллиона машин, то сейчас — 55,06 миллиона. Но если вычленить только легковые автомобили, их количество продолжает расти и за 2,5 года прибавило с 45,5 миллиона до 46,81 миллиона. При этом автопарк России продолжает стареть.
Спрос на автомобили в июле возрос на фоне негативных ожиданий из-за роста утильсбора. Также Банк России поднял до 18% ключевую ставку, что приведет к удорожанию автокредитов.