Компания Citroen не имеет отношения к производству машин в России, заявили в Stellantis в ответ на запрос 74.RU. Так, пока не подтверждается факт о возможном возвращении французской марки в Россию. При этом на ПСМА РУС уже полгода собирают модель C5 Aircross. Мы разобрались, насколько «французскими» выходят с калужского конвейера кроссоверы под логотипом Citroen.
«Это наш автомобиль. Пусть обижаются на себя»
27 августа губернатор Калужской области Владислав Шапша резко прокомментировал производство автомобилей Citroen на заводе ПСМА РУС. Он назвал французский кроссовер «нашим автомобилем» и посоветовал бывшим партнерам «обижаться на себя»:
— Это наш автомобиль, это автомобиль, который собран в Калужской области. Я не думаю, что нашим бывшим партнерам (из Франции. — Прим. ред.) надо на что-то обижаться, пусть обижаются на себя, — заявил Владислав Шапша в беседе с РИА Новости.
Напомним, что серийное производство на калужском заводе возобновили этой весной. После двух лет простоя с конвейера сошла модель Citroen C5 Aircross. Кроссовер изначально был адресован китайскому рынку и малыми партиями завозился в Россию. Возможно, машинокомплекты на завод также везут из КНР.
Обижаются ли в Citroen?
Мы направили запросы представителям компании Stellantis (помимо Citroen им принадлежит еще Peugeot, Opel и Jeep). Ответ пришел от специалиста по международным коммуникациям в Citroen Мари-Кристины Фантины:
— Вследствие невозможности руководить местными операциями Stellantis пришла к выводу, что по состоянию на 31 декабря 2023 года она утратила контроль над своими предприятиями в России.
Фантин напомнила, что Stellantis не импортирует автомобили в Россию с марта 2022 года. А чуть позже, 19 апреля, французы остановили завод в Калуге. Всё это было нужно, чтобы компания не попала под санкции и «защитила своих сотрудников», объяснила представитель Citroen.
Мы спросили ее, могут ли в теории франко-китайские кроссоверы повторить последний скандал, связанный с Volkswagen AG и Jetta. Тогда концерн пригрозил «бороться с несанкционированной торговлей». В ответе Фантин сообщила, что сборка автомобилей «втихую» существенно не повлияла на работу концерна:
— Деконсолидация этих предприятий («потеря» калужского завода. — Прим. ред.) оказала несущественное влияние на финансовые результаты компании.
Что сейчас происходит с заводом в Калуге
Несмотря на то, что представители Citroen открестились от своего российского предприятия, французский след еще не успел затеряться. ПСМА Рус по легенде отошел к ООО «Автомобильные технологии». Компания, пишет Интерфакс, выступает «производственным партнером», но сама площадка никуда от французов и японцев официально не уходила.
По данным сервиса «Контур.Фокус», учредителем и полным владельцем ПСМА Рус числится нидерландская компания PSMA Holding B.V. 70% процентов холдинга принадлежит Stellantis, оставшиеся 30% — Mitsubishi.
Про партнера в лице «Автомобильных технологий», наоборот, известно немного. По данным «Контур.Фокуса», уставной капитал компании составляет всего 10 тысяч рублей, из сотрудников числится только генеральный директор Александр Дзыговский. Учредителем выступила Галина Долголенко. Их история, согласно сервису, чиста.
Компания образовалась 3 марта прошлого года. На конец года выручка предприятия по данным «Контур.Фокуса» выросла до 2,3 миллиарда, а чистая прибыль — до 141 миллиона рублей.
На сайте «производственного партнера» указано, что компания помимо производства автомобилей занимается их продажей: рассылает машины дилерам и выдает без посредников на руки.
Предположительно, завод может перейти в собственность государства, как это было с площадками, где производили Renault и Nissan. На последнем теперь делают перелицованный Chery Tiggo 7 Pro под брендом Xcite. Его мы, кстати, недавно брали на тест-драйв.
Мы позвонили в ООО «Автомобильные технологии», чтобы узнать на каких условиях компания занимает производственные мощности в Калуге. Оператор горячей линии отказалась нас соединить с руководством и попросила направить письмо:
— На электронную почту отправляйте и ожидайте обратную связь.
— Как долго можно ожидать?
— Я не могу сказать. Мы ознакомимся. Если нас это заинтересует, мы предоставим обратную связь. Вы можете направить запрос, что ожидаете обратную связь в свободной форме.
Мы отправили письмо в ООО «Автомобильные технологии» и готовы опубликовать их позицию, как только получим ответ. Если им это, конечно, будет интересно.
Кстати, до этого от возвращения в Россию открещивался Volkswagen. Мы также направили запрос в китайское подразделение концерна и опубликовали их ответ. А о том, что делают остальные автомобильные заводы, брошенные западными компаниями, — читайте в нашем последнем обзоре.