8 сентября в Аргаяшском районе случилось смертельное ДТП: Changan Alsvin, выезжая со второстепенной дороги, подставился под ВАЗ-2107. Водитель «Чангана» и 18-летний пассажир «семерки» погибли, остальные попали в больницу. После аварии Changan доставили на штрафстоянку в село Долгодеревенское. Сейчас сын погибшего Сергей пытается забрать остатки машины, и, по его словам, штрафстоянка требует более 40 тысяч рублей за двухнедельное ее хранение. Законно ли?
Что случилось
Сергей говорит, что поначалу речи о больших суммах не шло.
— Когда после аварии я обратился в полицию Аргаяшского района, мне сказали, что следователь в отпуске, поэтому нужно ждать ее возвращения, — рассказывает он. — При этом успокоили, что платить за стоянку не придется. Я, естественно, готов был оплатить услуги эвакуатора и охраны в разумных пределах. В итоге следователь вышла из отпуска, выписала постановление, я явился на стоянку в Долгодеревенском на улице Свердловская, 1ж, и там мне говорят: «Нужно заплатить 43 тысячи рублей».
С момента ДТП на тот момент прошло чуть больше двух недель. Сергей посчитал такую сумму необоснованной, тем более стоянка отказалась выставить полноценный счет, из которого было бы понятно, чем обоснованы такие расценки. Сергей снова обратился в полицию Аргаяшского района.
— Там мне сказали, что нужно заплатить, хотя поначалу, пока следователь была в отпуске, убеждали, что ничего платить не придется, — возмущается хозяин машины. — В итоге я снова приехал на стоянку, потребовал машину, вызывал полицию, там приехали, зафиксировали — и всё. Пока ничего не помогает: в полиции Аргаяша просто перестали брать трубки, бегают от меня, на штрафстоянке говорят: «Плати».
Полиция не определяет тарифы
Мы обратились в ГАИ Челябинской области, где ответили, что, поскольку речь шла о возможном возбуждении уголовного дела, этим ДТП занималась полиция. Мы направили запрос в ГУ МВД, где нам объяснили, что полиция не контролирует специализированные стоянки и не определяет их тарифы. Деятельность таких стоянок регламентируется законом Челябинской области № 288-ЗО от 29.03.2012 г. и курируется Министерством дорожного хозяйства и транспорта региона. Оно, в свою очередь, заключает договоры на основании проведенного аукциона, а цены регулируются постановлением Минтарифов.
Например, для легковых автомобилей тариф не может превышать 55 рублей в час или 1320 рублей в сутки. За две недели должно было набежать не более 18 тысяч в сутки и речь о максимальной планке цены. В реальности она ниже: Минтарифов определило ставку для Сосновского района, райцентром которого является Долгодеревенское, отдельным постановлением. Для легковых машин тариф составляет 38 рублей в час, то есть за две недели накапало бы 12,8 тысячи, еще 1900 рублей — за эвакуацию. То есть в сумме не более 15 тысяч.
«Самая проблемная стоянка в области»
Автоюрист Лев Воропаев говорит, что его клиенты неоднократно сталкивались с похожими проблемами именно на этой стоянке в Долгодеревенском:
— Из всех подобных стоянок, пожалуй, больше всего вопросов вызывает именно эта, — говорит он. — Как-то мы судились с ней и выиграли дело. Были прецеденты, когда клиенту не хотели возвращать машину, он обращался в прокуратуру Сосновского района, и вопрос решался только так.
— А есть ли понимание, чем обоснованы тарифы этой стоянки?
— У меня такого понимания нет. Есть тарифы, которые определены постановлениями ЗСО и Минтарифов, но как именно считают на данной стоянке, мы не знаем.
Лев Воропаев подчеркивает, что после указания ФАС, отраженном и в федеральном, и в региональном законодательстве, автомобили должны возвращать владельцу даже без оплаты: на нее отводится 30 суток. То есть погасить долг можно постфактум.
— Отказ выдать автомобиль со специализированной стоянки без оснований является незаконным удержанием чужого имущества и подпадает в том числе под статьи Уголовного кодекса. Но в данном случае стоянка работает уже много лет, пока никаких подвижек в этом вопросе нет, — добавляет Лев Воропаев.
Чья это стоянка?
Мы попытались связаться со спецстоянкой по телефону, приведенному в перечне таких предприятий, но оказалось, что номер зарегистрирован на частное лицо.
Спецстоянки в области курирует Миндортранс, заключая с ними договоры на основании результатов конкурса. Мы обратились с запросом в Миндортранс, попросив прокомментировать тарифную политику стоянки, и опубликуем ответ сразу после получения.
А что делать Сергею в данной ситуации, пока не знает никто. Лев Воропаев советует обратиться в прокуратуру, но, вероятно, это поможет лишь в данном частном случае, но не решит проблему в корне.
Скандалы со штрафстоянками происходят регулярно: недавно, например, в Челябинске утащили туда машину со спящим ребенком. После этого было возбуждено уголовное дело.