Авто «По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП

«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП

Обсуждаем самое заметное за 10 лет изменение таблицы штрафов за нарушение ПДД

Штрафы за скорость обеспечивают львиную долю сборов

Источник:

В правительстве готовятся к резкому увеличению штрафов за нарушение ПДД уже с января 2025 года. Обсудят поправки в КоАП в ноябре, и наш автомобильный журналист Артем Краснов считает, что спешка и выбранный момент говорят о том, что этот шаг — еще одна мера по накачиванию деньгами бюджета. Приводим его мнение от первого лица.

Из предложенных поправок в КоАП наиболее важным мне видится увеличение штрафов за превышение скорости: минимальный (20–40 км/час) возрастет с 500 до 750 рублей, максимальный (более 80 км/час) — с 5000 до 7500 рублей. За неиспользование ремня безопасности предлагается штрафовать на 1500 рублей (сейчас 1000 рублей), штраф за пьяную езду возрастет с 30 до 45 тысяч. В полтора раза увеличится наказание за игнорирование знаков и разметки, нарушение правил буксировки, перевозки грузов и движения крупногабаритного транспорта, а также за причинение легкого и среднего вреда здоровью. И еще один важный момент: скидку за быструю оплату предлагается сократить с 50% до 25%.

В обычных условиях я бы сказал: давно пора. Размер штрафов в России достаточно консервативен, и последний раз их таблица радикально менялась в сентябре 2013 года, когда минимальный штраф за нарушение ПДД возрос со 100 до 500 рублей. После этого мы видели точечные подкрутки, но в целом статус-кво сохранялся. Например, наказание за превышение лимитов скорости за 10 лет практически не изменилось. Основные усилия законотворцев были сосредоточены на пьяной езде, для которой помимо постоянно растущих штрафов добавили усиление наказания, например, повторное деяние переведено в разряд преступлений и наказывается уже в рамках Уголовного кодекса.

К увеличению штрафов подталкивала инфляция: ее накопленный уровень с 2013 года составил более 100% (то есть цены увеличились примерно вдвое). В 2013 году бензин стоил в районе 30 рублей за литр, сейчас он ближе к 60 рублям за литр. Цены на сами автомобили подскочили еще сильнее: Lada Granta в 2013 году стоила до 300 тысяч, сейчас прайс начинается из окрестностей 1 миллион рублей.

То есть для сохранения действенности штрафов их нужно было увеличивать давно. Правда, на ситуацию влияло распространение камер видеофиксации, за счет чего при стабильных размерах штрафов увеличивалось их количество. Но теперь правительство решилось на самую масштабную корректировку таблицы штрафов за 10 лет. Почему?

Обычно я не сторонник теории, что штрафы нужны только для пополнения бюджета. Бюджету от них не так чтобы горячо: да, в прошлом году собрали порядка 150 миллиардов рублей, но львиную долю — за счет камер, которые также стоят денег и требуют обслуживания, то есть чистый «профит» тут не стопроцентный. Но даже если пренебречь расходами на камеры видеофиксации, работу ЦАФАПов и рассылку «писем счастья», доля штрафных денег составляла менее 0,5% бюджета РФ. К тому же она распределяется между регионами, то есть не скапливается в виде единой массы в федеральной казне. В прежние времена смысл штрафов заключался всё же в повышении безопасности.

<p>Артем Краснов</p><p>Артем Краснов</p>

Более чем двукратное снижение смертности на дорогах за последние 15 лет — заслуга в том числе «штрафной политики».

Но нынешнее повышение связано как будто не только с человеколюбием, а с банальной попыткой собрать деньги везде, где только можно. Что наталкивает меня на столь крамольные мысли? Ну, во-первых, речи о столь радикальном увеличении штрафов в последнее время не шло, хотя цены растут давно и тенденция ясна. Если исходить именно из инфляционной логики, полуторакратное повышение штрафов от уровня 2013 года нужно было делать еще лет пять назад.

Корректировка таблицы штрафов обычно предваряется долгим церемониалом, например, после обсуждений не прошла идея радикально перетряхнуть КоАП в 2020 году. Здесь же решение принимается словно бы в спешке, прямо как некоторые новые законы, связанные с призывом в армию.

Обращает внимание избирательный подход к увеличению штрафа. Такое впечатление, что для отвода глаз взяли несколько специфических нарушений, которые не делают кассу, но в них подмешали одно самое важное — превышение скорости. Нарушение лимита только на 20–40 км/час обеспечивает 73% всех штрафов, то есть с точки зрения экономики достаточно изменить один пункт одной статьи КоАП, всё остальное — скорее для создания иллюзии системности подхода. Почему, например, не увеличивается штраф за непропуск пешехода или проезд на красный свет? Не потому ли, что в общей штрафной массе эти нарушения не так заметны?

При этом снижается и скидка: если сейчас оперативная оплата позволит обойтись 250 рублями, то в случае принятия поправок потребуется минимум 750*0,75 = 563 рубля, то есть фактические увеличение штрафа за превышение скорости на 20–40 км/час — более чем в два раза. И вот, глядишь, 0,5% бюджета превращаются в 1%.

При этом вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что столь рваный подход к увеличению штрафов разбалансирует КоАП, поскольку, например, за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей штрафуют на 100–500 рублей, а штраф за проституцию — 1,5–2 тысячи рублей. Автомобильные штрафы под этим углом зрения становятся непропорционально высокими. Он также отмечает, что скоростной режим на многих автодорогах России занижен, что подталкивает водителей к нарушениям. Одновременно Антон Шапарин сомневается, что задуманный в правительстве ход сработает полностью, потому что из-за снижения скидки за быструю оплату может сократиться собираемость штрафов.

<p>Артем Краснов</p><p>Артем Краснов</p>

Пополнение бюджета всеми способами, похоже, становится сверхзадачей, о чем говорят множественные точечные изменения, от увеличения налогов до пресловутых утильсборов.

Мне сложно оценить весь спектр налоговых изменений, но если брать утильсборы, то их рост идет как минимум вразрез с логикой рынка. Цены на машины и так заоблачные с 2022 года, плюс на них давит инфляция и дешевеющий рубль, а с недавних пор еще и зашкаливает ключевая ставка ЦБ. Я уже писал, что в таких условиях повышение утильсбора создает ситуацию идеального шторма, который, думаю, мы увидим уже весной. Если бы целью действительно была борьба с инфляцией, утильсбор выгоднее было бы не повышать, ведь заградительные меры стимулируют рост цен. Однако эта простая логика, видимо, идет вразрез с задачей насытить раздувающийся бюджет РФ.

Согласны с автором?
Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE9
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY13
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
238
ТОП 5
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Даже эвакуация машин выгоднее». Как Челябинску начать зарабатывать на борьбе с сомнительными ларьками
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Придавило платформой. Гигапроект нового российского автомобиля подорожал вдвое за месяц
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления