
Только в феврале рынок недосчитался более 100 миллиардов рублей
Кризис автомобильного рынка обостряется: падают не только продажи машин, но и доходы производителей. Так, в феврале 2025-го россияне потратили на легковушки 243 миллиарда, тогда как год назад в этот же месяце — 350 миллиардов. Такие данные приводит «Газпромбанк Автолизинг» и агентство «Автостат».
Если продажи автомобилей в феврале сократились на 25%, то объем рынка в денежном выражении снизился еще больше — на 30%. Он оказался даже хуже январского, что считается нетипичным.
«Такая аномалия, когда февраль по продажам уступил январю, случилась впервые за последние 10 лет, — объясняет исполнительный директор агентства „Автостат“ Сергей Удалов. — Во многом это объясняется тем, что часть клиентов перенесла покупку машин на более ранний срок, лето или осень прошлого года, и часть спроса была удовлетворена в 2024 году. Еще одной причиной служит высокая ключевая ставка ЦБ, которая, с одной стороны, бьет по автокредитованию, а с другой, способствует накоплению денежных средств на вкладах. Иными словами, некоторые потенциальные покупатели предпочитают держать свои финансы в банках под высокие проценты, получая тем самым прибыль, а не тратить их на машины».
«Продажи новых автомобилей в феврале оказались наихудшими с июня 2023 года, — говорит директор департамента продаж „Газпромбанк Автолизинг“ Николай Фомин. —Абсолютно то же самое произошло и с затратами на их покупку, которые стали минимальными за последний 21 месяц. И тут всё логично: купили мало машин — потратили мало денег. При этом финансовая емкость рынка второй месяц подряд находится на уровне ниже 300 миллиардов рублей. А по итогам двух месяцев 2025 года суммарные затраты россиян на покупку автомобилей составили всего лишь 520 миллиардов, что даже меньше результата октября прошлого года (542 миллиарда)».

АВТОВАЗ повысил цены на «Ладу-Гранту» в начале года, и в феврале ее продажи оказались на 27% хуже прошлогодних. «Веста» с ее стабильной ценой, наоборот, прибавила
Быстрое падение денежного объема рынка является даже большей проблемой для автобизнеса, чем само по себе уменьшение продаж. Из расчета на один автомобиль в феврале 2025 года россияне потратили 3,115 миллиона рублей, год назад — 3,367 миллиона. То есть «недобор» превысил 250 тысяч рублей с машины, что происходит на фоне высокой инфляции и резко возросших утильсборов, которые сами по себе добавляют к цене средней машины 367 тысяч рублей (от сентябрьского уровня).
«Газпромбанк Автолизинг» отмечает также смещение спроса с массового сегмента на премиальный, что нередко происходит в кризисы: состоятельные клиенты менее чувствительны к ценам и доступности автокредитов.
Большую часть денежного «пирога» забрали китайские марки — 61% (149 миллиардов рублей). Доля отечественных марок втрое ниже, 18,3% (45 миллиардов рублей), далее идут европейские (11,4%), японские (4,4%), корейские и американские бренды (по 1,2%).
Чуть возросла доля автомобилей В-сегмента, что, вероятно, объясняется перераспределением спроса в пользу продукции АВТОВАЗа (его продажи упали меньше средних по рынку). Но большая часть денежной массы ушла на покупку кроссоверов и внедорожников — 76,3%. Легковые сегменты А, С, D, E, F класса потеряли актуальность и в сумме составляют чуть более 10% трат на автомобили.
Результаты марта, скорее всего, будут еще хуже: так, продажи машин на 11-й неделе (с 10 по 16 марта) упали на 46% относительно аналогичного периода прошлого года. По итогам всего месяца не исключено падение в районе 40–50%.
Ваш прогноз: ждет нас крах авторынка?
Весной 2025 года многие автобренды сильно снизили цены. Так, автомобили Kaiyi стоят теперь на уровне Lada Granta. А ряд марок продает еще машины двухлетней давности.