
Кроссоверы Tenet производят на заводе, где когда-то делали Volkswagen, включая соразмерный Tiguan
Самым быстрорастущим брендом осенью стал Tenet: продажи начались в конце августа, а уже в октябре он попал в пятерку самых востребованных. Наш автожурналист Артем Краснов считает, что проекты типа «Тенета» определят краткосрочное будущее сборочного автопрома России, но у них есть ахиллесова пята. Приводим его мнение.
Недавно был в Калуге и заехал к бывшему заводу Volkswagen в индустриальном парке Грабцево. Огромная парковка за сетчатым забором заставлена теперь не «поликами» и «Рапидами», а кроссоверами Tenet. Ряды из сотен одинаковых «семерок» тянутся до горизонта, уходя, так сказать, в будущее российского автопрома. Теперь оно вот такое, латентно-китайское (латентно, потому что формально бренд «Тенет» и материнская компания «АГР Холдинг» — российские).

Машинами заставлены площадки вокруг завода
Это не мертвые запасы, как в случае с уже остановленным проектом Xcite, который за первый год работы наклепал в четыре раза больше машин, чем сумел продать. Tenet хоть и эксплуатирует те же кроссоверы Chery Tiggo (4, 7, 8), взял куда более резвый старт и за первые два месяца продал 10 тысяч машин. С учетом разгона производства это позволяет претендовать на уровень спроса в 70–80 тысяч машин уже сейчас, а в следующем году посильной кажется планка 100+ тысяч.

Xcite X-Cross 7 построен на базе дорестайлингового Chery Tiggo 7 Pro, тогда как Tenet T7 использует более современную версию Tiggo 7L
В октябре произошло и вовсе знаковое событие: Tenet обогнал по продажам исходный бренд Chery. Официально связь Tenet и Chery не подтверждается, и формально китайским партнером нового проекта является малоизвестная компания Defetoo. Равно как Chery отрицает свой уход с рынка. Но уже видно, что Tenet с первых месяцев замещает исходный бренд, заняв его место в топ-5 самых востребованных марок.

На запуске производства «Тенетов» присутствовал губернатор Калужской области Владислав Шапша
По информации из дилерской среды, распределением последних Chery также занимается представительство Tenet, то есть китайская сторона уже отстранилась от работы. Оставшиеся кроссоверы Tiggo 4, 7, 8 в основном тоже калужской сборки (такие машины выпускали в первой половине 2025 года). Скоро их полностью сменят аналогичные «Тенеты», а крупный кроссовер Chery Tiggo 9 продолжат импортировать, пока не закончится квота для российского рынка.
Почему бренд Chery уходит из России? Китайская компания отрицает это, но по всем признакам в перспективе 2–3 лет марка Chery если не исчезнет в России, то радикально сократит присутствие. Когда-то она была самым прибыльным инобрендом в стране и регулярно входила в топ-5 самых популярных автомарок. Ее вероятный уход связывают с выходом в сентябре 2025-го на Гонконгскую фондовую биржу. В преддверии этого Chery ликвидировала все принадлежащие ей ООО (или находится в процессе), а соответствующие функции сейчас выполняют структуры, связанные с российским «АГР Холдинг». Какие именно отношения между китайской и российской сторонами, непонятно, но похоже, что Chery из полноценного участника авторынка России с 20-летним стажем превращается в поставщика компонентов для автосборки.
Быстрый успех «Тенета» во многом связан с продажей машин через автосалоны Chery, получившие двойное брендирование. Приходя за китайским кроссовером, покупатели еще имеют возможность выбрать автомобиль под оригинальным брендом, но если нужен экземпляр поновее — это уже «Тенеты». Технических отличий от Chery российской сборки практически нет.

Tenet T4 — копия Chery Tiggo 4 в версии после очередного рестайлинга
Цены также близки к оригиналу. Например, Tenet T4 стоит от 1,999 миллиона рублей в версии с механической коробкой передач и атмосферным мотором и от 2,25 миллиона рублей с турбодвигателем и шестиступенчатым роботом. Это почти идентично стоимости аналогичного Chery Tiggo 4.

Tenet T7 — аналог Chery Tiggo 7L, очередного рестайлинга «семерки»
Tenet T7 стоит от 2,68 миллиона рублей в версии с 1,6-литровым мотором (150 л. с.) и семиступенчатым роботом, Chery Tiggo 7L — столько же. В октябре Tenet T7 обзавелся полным приводом, и цена таких версий начинается от 2,88 миллиона рублей, опять же, аналогично «Чери».

Tenet T8 сделан на базе Chery Tiggo 8 Plus, который в Россию именно в такой версии не поставлялся
Tenet T8 стоит от 3,54 миллиона, но идут сразу с двухлитровым мотором и полным приводом. У близкого (но не идентичного) Chery Tiggo 8 Pro Max остались еще моноприводные версии с 1,6-литровым моторами и ценой от 3,04 миллиона. Сравнимые с «Тенетами» версии Tiggo 8 Pro Max стоят от 3,59 миллиона рублей.
На стороне «Тенета» — преимущества местной сборки. «АГР Холдинг» подписал специальный инвестиционный контракт (СПИК) с Минпромторгом, что означает компенсацию утильсбора, частичную или полную, по мере углубления локализации. В условиях непрерывно растущих ставок «утиля», которые уже в январе достигнут 800 тысяч, это важный плюс.

«Тенеты» выпускают со сваркой и окраской кузовов, что обеспечивает ненулевую степень локализации. Хотя до уровней Volkswagen — еще много лет упорной работы
«Тенеты» выпускают в режиме полного цикла, со сваркой и окраской кузовов, поэтому наверняка госсубсидии будут почти сразу (точных условий СПИКа мы не знаем). Это позволит «АГР Холдинг» если не снижать цены, то гибче играть ими в переменчивых условиях. Подобные козыри успешно разыгрывает тульский Haval, чей кроссовер Jolion несколько лет остается самой популярной иномаркой России и одной из самых доступных.
В России в принципе наблюдается сдвиг в пользу машин российской и белорусской сборки: так, в 2025 году отличную динамику показывают Belgee и Solaris. Последним проектом также управляет «АГР Холдинг», хотя его будущее туманно из-за отсутствия поставок компонентов и неопределенности с обратным выкупом завода компанией Hyundai. По неофициальной информации, на заводе могут наладить сборку GAC. У «АГР Холдинг» есть и другие планы: компания готовится перезапустить бывший завод GM в Петербурге, наладив там выпуск Jaecoo под маркой Jeland. Много амбиций у калининградского «Автотора», который выпускает ассортимент иномарок, включая «черевский» бренд Jetour. «Москвич» звезд с неба не хватает, но скоро, вероятно, расширит линейку новой моделью на базе англо-китайского MG.

Автомобили российской сборки снова вытесняют импортируемые машины из топ-10 рейтинга продаж
Все это напоминает возврат росавтопрома к состоянию, в котором он был до 2022 года, разве что европейские, японские и корейские марки сменились китайскими. Но есть важное отличие. Если раньше сборочные заводы принадлежали крупным автоконцернам, что гарантировало их стабильную и долговременную работу (вне геополитических бурь), то все нынешние проекты — это инициатива российской стороны, от которой материнские компании из Китая все больше дистанцируются, скрывая себя под завесой выдуманных брендов и малоизвестных компаний. И ассортимент моделей, а также доступность компонентов, во многом зависит от прихоти китайской стороны.
Поэтому рассуждать о будущем таких проектов почти невозможно. Слишком много рисков: настроения китайской стороны, новые санкции, ухудшение экономики России — всё это может обнулить такой проект на любой стадии (что мы видели на примере Xcite).
Но если брать ближайшую перспективу, бренды вроде Haval, Belgee и Tenet станут костяком российского автопрома, как когда-то им были Hyundai, Volkswagen и Renault.






