„ем опасен

«анос – это срыв с траектории задней оси автомобил€, при котором он начинает вращатьс€ и в конечном итоге становитс€ буквально поперек дороги. ј иногда и задом наперед.

«анос опасен своей хаотичностью: спрогнозировать поведение автомобил€ как правило не удаетс€ ни самому водителю, ни тем, кто едет поблизости. јвтомобиль в заносе – что шар дл€ боулинга, которым нередко выбивают страйк.

 

¬ сети распространено мнение, что на склонность автомобил€ к заносу в первую очередь вли€ет тип привода: дескать, заднеприводные автомобили склонны к заносу, переднеприводные – к сносу. Ёто верно лишь отчасти, когда мы говорим о силовом скольжении под избыточной т€гой. Ќапример, водитель «жигулей» на плохонькой резине чересчур газует в скользком повороте – занос вполне веро€тен. ѕравда, силовой занос в целом проще контролировать, и куда опаснее другой сценарий, когда автомобиль срываетс€ в занос, казалось бы, на ровном месте. ѕри определенных услови€х склонность к подобному заносу имеют почти все автомобили: большее значение здесь имеют настройки подвески, развесовка, баланс тормозов, тип шин и давление в них и т.д.

ѕочему возникает

Ќа безопасной, но скользкой площадке попробуйте пораскачивать автомобиль рулем влево-вправо. ƒаже на ровном газу через пару таких провокаций корма машины, вполне веро€тно, начнет уплывать (при отключенной ESP).

«анос возникает, когда сцепление задних колес по каким-то причинам оказываетс€ ниже, чем передних, и присутствуют некие дестабилизирующие факторы: центробежна€ сила (в повороте), разнородное покрытие, знакопеременные виражи...

≈сли не углубл€тьс€ в дебри физики, то развитию заноса способствуют три фактора: чрезмерна€ скорость, резкость маневрировани€ и неоднородное покрытие. Ќиже мы покажем, что это значит на практике.

 

„ем страшен обгон

ќбгон и так-то маневр опасный, а зимой – вдвойне. “ипичный пример на видео: накатывающа€ встречка вынуждает водител€ разгон€тьс€ сверх меры, а затем резко тормозить перед возвратом в свой р€д. ј это – идеальные услови€ дл€ развити€ заноса даже у машин, которые в целом к нему не склонны. –азгруженные торможением задние колеса тер€ют хватку, а усугубл€ет ситуацию знакопеременна€ переставка: то влево, то вправо...

„резмерный энтузиазм при перестроении в соседнюю полосу зимой провоцирует заносы и без торможений: резкое верчение рулем вкупе с неоднородным покрытием вывод€т автомобиль из равновеси€.

—ледует запомнить, что резкие переставки, которые вам прощала летн€€ езда, зимой могут привести к дестабилизации автомобил€, а во врем€ обгона у водител€ обычно нет времени отвлекатьс€ на такую «мелочь», как начавшеес€ легкое скольжение. ќн игнорирует его, пока не становитс€ слишком поздно.

ќтнеситесь к зимним обгонам с подобающим уважением и старайтесь выполн€ть их плавно и на разумных скорост€х.

 

ќбочина, колейность

¬ нештатной ситуации вполне разумно уворачиватьс€ на обочину – это сидит в подкорке водител€. Ќо рыхлое покрытие обладает плохим сцеплением и повышенным сопротивлением, поэтому при резком уходе на обочину занос весьма веро€тен даже летом, а зимой почти неизбежен.

 

«имой эффект обочины может провоцировать накат и колейность: образующиес€ на дороге продольные «рельсы» обладают поразительной способностью выводить машину из равновеси€.

ќсобенности шасси

–еакции каждого автомобил€ индивидуальны. —кажем, заднеприводные и некоторые полноприводные автомобили уход€т в занос под избыточной т€гой, хот€ этот процесс более контролируемый, чем, например, спонтанный занос на лосиной переставке.

»ногда шасси автомобил€ в силу архаичности или наоборот стремлени€ придать ему остроту имеет врожденную склонность к заносу. Ќапример, как-то на тесте «”ј«-ѕатриот» попугал нас внезапными и необ€зательными заносами, а у Lada Vesta врожденна€ склонность к оным оправдываетс€ наличием системы стабилизации в базе.

 

¬ идеале водитель должен знать повадки своего автомобил€. «анос хорошо ловитс€, когда водитель его предчувствует и действует на опережение.

 ак побороть занос

“ема стара как мир, поэтому не буду елозить по накатанной колее. ¬ы и сами знаете – руль в сторону заноса... ƒобавлю лишь несколько ремарок.

—овет «руль в сторону заноса» несложен к исполнению, потому что это рефлекторна€ реакци€. ≈сли корму машины утаскивает влево, изнутри вам будет казатьс€, что она чересчур сильно поворачивает вправо, поэтому вы вполне естественно крутанете руль в сторону заноса (то бишь влево).

ќднако это не панаце€, ибо в большинстве случаев вы не погасите занос, а лишь переведете его в другую сторону, а в следующей итерации спровоцируетс€ тот самый «третий мах», который не ловитс€ даже опытными гонщиками – амплитуда заноса нарастает с каждым тактом.

 

ѕоэтому важное правило «ловли» заноса – повернуть руль в нужную сторону, а потом своевременно вернуть руль в нулевое положение. ‘актически, занос нужно подсечь быстрым, но плавным движением рул€, после чего вернуть баранку в «ноль». Ќаучитьс€ этому можно лишь на практике в безопасном месте, и € не буду отнимать хлеб у контраварийщиков.

¬тора€ распространенна€ ошибка – позднее распознавание заноса.  ак правило он начинаетс€ с малозаметного «дрифта» задней оси, который опытный водитель чувствует вестибул€рным аппаратом и пресекает в зачатке. Ќеопытный реагирует, когда машина уже почти поперек дороги, из-за чего ему не хватает ни скорости рулени€, ни точности, чтобы стабилизировать автомобиль. „ем раньше прин€ты контрмеры – тем проще отловить машину. –азвивайте в себе чувствительность: зимние скольжени€ нужно распознавать в первые же доли секунды.

ѕомимо работы рулем во врем€ заноса важно не забывать про педаль газа, причем алгоритм будет зависеть от типа привода. Ќо если отвлечьс€ от нюансов, то при заносе нежелательно ни резко бросать газ, ни резко его добавл€ть (последнее особенно важно на заднеприводных авто). ¬ первом приближении нужно ехать на ровном газу. ¬ остальном работа газом определ€етс€ индивидуальными особенност€ми данной модели, и отрабатываетс€ на практике: на переднем приводе обычно правильнее поддать газу, на заднем – сбросить, но не до конца (иначе возможна блокировка колес тормозным моментом двигател€).

 ак застраховатьс€ от заноса

  1. »спользовать шины по сезону. Ќизкое сцепление колес с дорогой провоцирует скольжение автомобил€, в том числе и заносы. ћашина может выкинуть опасный финт на смешных скорост€х, от которых не ждешь ничего дурного.
  2. —ледить за скоростью. ѕервопричина большинства заносов в реальной жизни – чересчур быстра€ езда, котора€ создает спрос на резкие торможени€ и маневры. »ногда все теории идут прахом, потому что скорость велика дл€ любых контрмер.
  3. —амое надежное – купить автомобиль с системой стабилизации (ESP). ѕресечение заносов – главна€ функци€ систем стабилизации, которые сделают за водител€ всю ювелирную работу. ѕереоценивать их могущество не стоит: при слишком быстрой езде даже полное затормаживание отдельных колес, бывает, не способно погасить негативное скольжение. ќднако с рутинными заносами современные ESP справл€ютс€ почти безупречно.

PS: заносы представл€ют угрозу даже в теплое врем€ года - страшна€ авари€ случилась 12 сент€бр€ в „ел€бинской области. «аверша€ обгон на значительной скорости водитель Subaru зацепил обочину, и автомобиль сорвало в глубокий занос.