Авто Дешёвые АЗС Челябинска на грани: как топливное перемирие стало миной замедленного действия

Дешёвые АЗС Челябинска на грани: как топливное перемирие стало миной замедленного действия

До половины заправок может разориться уже этим летом, прогнозируют эксперты

Заморозка розничных цен на топливо поставила частные АЗС на грань выживания: их представители говорят о скором переделе рынка в пользу крупных сетей, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниями (ВИНКам). Мы разбирались, чем грозит Челябинску искусственное сдерживание топливных цен.

В числе независимых АЗС есть и одиночные «ноунеймы», и небольшие сети

Сотрудники частных АЗС о проблемах говорят неохотно, боясь распугать лояльных клиентов. Лишь единицы согласились общаться на условиях анонимности. Так, бухгалтер сети АЗС, которая располагает десятью заправками в Челябинской области, назвала главной проблемой исчезнувшую разницу между оптовой и розничной ценами:

— В начале года мы покупали бензин АИ-92 по 40 тысяч рублей за тонну, потом цена стала расти — 42 тысячи, 46 тысяч... На этой неделе нам пришлось отдать около 54 тысяч рублей за тонну. Да, выросли и розничные цены, например, в мае мы подняли стоимость топлива в Челябинской области на 3,5 рубля, в соседних регионах — на 4 рубля. Но если с начала года розничная цена выросла на 9%, то оптовая — на 30–35%, что съело всю разницу.

Стабилизацию розничных цен в июне один из экспертов назвал «потёмкинской деревней», которая маскирует проблему: дисбаланс между оптом и розницей. 

В отделе продаж компании «Лукойл-Уралнефтепродукт» нам сообщили, что стоимость тонны бензина АИ-95 для Челябинской области при мелкооптовой покупке составляет 54 830 рублей, тонны АИ-92 для Тюменской области — 52 800 рублей, в Челябинске цифра близка к этому значению.

В пересчёте на стоимость литра оптовая цена получается на уровне 39,6 рубля. По данным Федеральной службы государственной статистики, средняя цена бензина АИ-92 на челябинских АЗС составляет 39,8 рубля за литр. То есть практически равна оптовой.

— Искусственная заморозка розничных цен ударила и по доходам АЗС крупных нефтяных компаний, но их доходы дифференцированы: они зарабатывают на экспорте и продаже сырья, мазута, газа, плюс торговля кофе и шоколадками на самой заправке, — сетует сотрудник небольшой сети, которая работает в Челябинской области и Башкирии. — Они могут терять деньги в рознице и всё равно оставаться на плаву. Для нас такое сокращение означает работу в убыток.

В начале года средняя цена бензина АИ-92 в Челябинской области составляла 36,4 рубля за литр. Оптовая, в пересчёте на литр, была на уровне 30 рублей. Разница составляла 5–6 рублей за литр, которые тратились в том числе на содержание заправок, зарплату сотрудников, доставку топлива, налоги и так далее. Недавний скачок цен на топливо остановили в том числе за счёт искусственного сдерживания розницы, но резкий рост оптовых остался за кадром и съел прибыль частников.

Во время теста бензина эта контейнерная АЗС удивила нас высоким качеством топлива, но это, скорее, исключение: некачественного топлива на частных АЗС больше, чем у ВИНКов

Представитель «Независимого топливного союза» Сергей Бойко рассказал о том, каким должен быть «зазор» между оптом и розницей:

— Для независимых АЗС минимальная разница в пересчёте на литр должна составлять 2–3 рубля — это позволяет оплатить доставку топлива и другие необходимые расходы, но налоги, зарплаты, не говоря о прибыли, платить будет не с чего. Более-менее комфортная величина — 4–6 рублей на литр. В Челябинской области разница менее рубля. Если посмотреть на заправки ВИНКов, они продают в рознице практически по той же цене, что отгружают в мелкий опт. Плюс у них действуют разнообразные программы лояльности, поэтому для многих клиентов цены получаются ниже прайса. Если в апреле независимые АЗС продавали топливо на 1–2 рубля дешевле ВИНКов, то уже в мае — на 1–2 рубля дороже.

Мы сравнили 20 челябинских АЗС разных типов, и получилось, что цена бензина АИ-92 на заправках крупных игроков укладывается в пределы 38,3–40,85 рубля за литр, на независимых АЗС — 37–40,5 рубля за литр. В ряде случаев стоящие по соседству брендированные АЗС и «ноунеймы» имеют одинаковые цены.

— И даже так мы не окупаем расходов, — подытоживает один из наших собеседников.

По мнению Сергея Бойко, ситуация близка к критической.

— Проблемы для независимых АЗС накапливались два года, но сейчас обострились до предела: по разным оценкам, от одной до двух третей частных заправок и сетей прекратят работу в течение лета. Правительство снизило акциз на топливо, но эффект от этого был отыгран буквально за неделю. Достигнутое зампредом правительства Дмитрием Козаком соглашение с крупными нефтяными компаниями о заморозке цен создало диспаритет между оптом и розницей, который лишает независимые АЗС прибыли. Мы ожидаем дальнейшего ухудшения ситуации: через полгода нас ждёт новый налоговый манёвр, который сместит баланс в пользу экспорта нефти и переложит нагрузку на внутренний рынок. Плюс к этому, с 1 января будет новое повышение акцизов и увеличение НДС с 18% до 20%. АЗС, которым удастся пережить лето, окажутся в зоне риска к новому году.

В начале этого года перевод челябинских автомобилей скорой помощи с заправок одного из ВИНКов на частную сеть привел к поломке нескольких машин

А насколько мелкие АЗС значимы для рынка? Ведь сегодня всё больше владельцев современных автомобилей предпочитают не рисковать, и заправляются на сетях ВИНКов, которые тщательнее контролируются и в большей степени озабочены репутацией, чем владельцы единичных АЗС.

— С одной стороны, на долю частных АЗС приходится в районе 30% продаж топлива, но они берут развитостью сети: из 25 тысяч российских АЗС примерно 15 тысяч — это частные заправки, — рассказывает Сергей Бойко. — Причём из этих 15 тысяч примерно 70% — это маленькие сети с числом АЗС не более четырёх. Конечно, они не могут сравниться по объёмам отгрузки с большими сетями, зато у них шире география: в отличие от забюрократизированных ВИНКов, частник с большей готовностью поставит заправку на маленькой дороге или около удалённого поселения. То есть они выполняют и социальную функцию.

Значимость небольших АЗС особенно важна в областных городах: например, в Златоусте из 23 заправок ВИНКам принадлежат 10, оставшиеся 13 — это независимые игроки.

Расходы АЗС — это и доставка топлива, и очистка резервуаров, и содержание оборудования

Опрошенные представители частных АЗС панические настроения не поддерживали — их состояние правильнее назвать тревожным. Кто-то рассчитывает перетерпеть сложные период за счёт «жировой прослойки» и кредитов, кто-то надеется на постепенное снижение оптовых цен.

В самом правительстве опасения частников не поддерживают, настаивая, что апокалиптические сценарии не реализуются. На вопрос о возможности роста цен на автомобильное топливо до 100 рублей за литр курирующий ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак ответил веско:

— Это исключено. У правительства достаточно инструментов, чтобы урегулировать эту ситуацию и не допустить резкого роста цен на моторное топливо.

В частности, власти пытаются стимулировать ВИНКи отгружать больше топлива на внутренний рынок, чтобы избежать дефицита и снизить оптовые цены.

Представители частных АЗС уверены, что ситуацию просто спускают на тормозах:

— Ни правительству, ни даже самим автомобилистам проблемы частных АЗС не интересны, — рассуждает Сергей Бойко. — Все считают, что если уйдут частники, их места займут АЗС крупных сетей, и проблема решится. Но в любом случае будет временной лаг, кроме того, снизится уровень конкуренции. По сути, власти создают условия для картельного сговора ВИНКов. По нашим оценкам, их нынешних возможностей достаточно для обеспечения топливом лишь половины из 50 миллионов автомобилей России. Если волна разорений мелких АЗС, которая уже началась в отдельных областях, охватит всю Россию, мы получим дефицит топлива и как следствие рост его цены.

На каких АЗС вы чаще заправляетесь?

Опрос завершен 05.07.2018
Одного из федеральных брендов (ВИНКов)
80%
Местной сети АЗС
7%
На безымянной заправке
5%
На разных АЗС
8%

В нынешних условиях частные АЗС могут попытаться выжить за счет неспортивных приемов, вроде продажи контрафактного топлива или недоливов. В сочетании с ростом цен это может отпугнуть от них даже самых лояльных клиентов.

В качестве мер спасения частных АЗС предлагали государственный контроль цен на всех этапах реализации нефтепродуктов и даже выкуп мелких сетей ВИНКами. Последнее предложение пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев назвал криком отчаяния, который не нужно рассматривать по существу.

В «Независимом топливом союзе» настаивают, что избежать усиления монополий позволит лишь системная реформа отрасли.

— Мы хотим лишь, чтобы правительство обеспечило равные условиях конкуренции для всех игроков рынка, и это касается не только розничного сектора. Независимые компании есть и в нефтедобыче, и в мелооптовой торговли, и они тоже поставлены в тяжелые условия. Очень важно увеличить объёмы биржевой торговли топливом и обеспечить небольшим компания доступ к трубопроводному транспорту, — подытоживает Сергей Бойко.

В мае 2018 года стоимость автомобильных бензинов в России выросла на 3,5 рубля — самое сильное локальное повышение за последние 10 лет. До сих пор среднегодовой уровень подорожания не превышал 2 рублей на литр. Эскалацию цен правительство остановило за счёт снижения топливного акциза и договора с нефтяными компаниями, которые обязались увеличить поставки топлива на внутренний рынок и заморозить розничные цены по состоянию на начало июня.

Артём Краснов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления