18 октября пятница
СЕЙЧАС +2°С

Почему хамит маршрутчик: 74.ru задал неудобные вопросы чиновникам и перевозчикам

Как маршрутки взяли городской транспорт в заложники

Поделиться

ГИБДД проверяет маршрутный транспорт регулярно, но проблема, как оказалось, в другом

ГИБДД проверяет маршрутный транспорт регулярно, но проблема, как оказалось, в другом

Совместный с ГИБДД Челябинска проект «Лови маршрутку» показал вот что: большая часть нарушений происходят не в режиме «стелс», исподтишка, а самым рутинным и даже показным образом. Почему тогда сложно навести порядок в этой области? Чтобы не попасть в круг «административного футбола», мы пригласили в редакцию сразу несколько ответственных лиц, задали наши вопросы и читали ответы между строк.

С тем, что маршрутчики нарушают поголовно, не согласился заместитель начальника городской ГИБДД Алексей Горшков.

— Для контроля маршрутчиков мы применяем так называемые «скрытые патрули», когда экипаж без опознавательных знаков движется в потоке и фиксирует нарушения общественного транспорта, — объясняет он. — И не могу сказать, что нарушает сто процентов маршруток: есть и ответственные водители. За несколько часов такого патрулирования удается поймать 5–6 нарушений. В целом аварийность маршрутного транспорта в Челябинске снижается, и за последний год количество аварий с пострадавшими сократилось на 12%.

В мартовской аварии на перекрестке Курчатова и Воровского по вине водителя ПАЗа погиб ребенок, ехавший в BMW

В мартовской аварии на перекрестке Курчатова и Воровского по вине водителя ПАЗа погиб ребенок, ехавший в BMW

Это обнадеживает, хотя только за полгода количество тяжелых аварий с автобусами и маршрутками достигло 60, пострадало 90 человек, четверо погибли. Конечно, можно вычислять риски в сравнении с обычными автомобилями, но мы быстро сошлись во мнении, что для общественного транспорта приемлемый уровень аварийности — нулевой.

Маршрутчик на полном ходу объезжает стоящие перед переходом машины, едва не сбивая мальчика

А что вообще мешает «задраконить» маршрутки так, чтобы водители боялись нарушать даже случайно, не то что намеренно?

— За девять месяцев выписано свыше 17 тысяч постановлений в отношении маршрутного транспорта, — приводит официальные данные Алексей Горшков. — Для нас это большая работа, но для решения проблемы даже этого недостаточно. К каждой маршрутке полицейского не приставишь.

Если даже разбить эти 17 тысяч постановлений на 2000 работающих маршруток, получится, что водители получают по одному штрафу в месяц. Размер среднего штрафа в России — чуть выше 500 рублей. С учетом дохода на уровне 2–3 тысяч рублей за смену, вряд ли штрафы являются сдерживающим фактором. По некоторым данным, маршруток в городе ощутимо больше (до 5 тысяч единиц), и если это так, «штрафные риски» становятся ничтожными.

Рейды не всегда дают ожидаемый результат: маршрутчики предупреждают друг друга о «засадах»

Рейды не всегда дают ожидаемый результат: маршрутчики предупреждают друг друга о «засадах»

В Челябинске маршрутки почти «съели» классические автобусы: если последних в городе порядка 150 единиц, то даже официальных маршруток — почти в десять раз больше. Свою меньшую вместимость они компенсируют скоростью и, по нашим оценкам, перевозят минимум в два раза больше пассажиров. А в реальности, с учетом «нелегалов», разница ещё значительней. Чрезмерное количество маршруток помимо прочего создает сильную конкуренцию между водителями в борьбе за пассажиров.

— Плюс малогабаритного общественного транспорта — в его мобильности и скорости, — убеждён начальник управления транспорта администрации Челябинска Максим Кичеев. — Но получается, что если какой-то водитель едет аккуратно и соблюдает все правила, его будут обгонять водители-конкуренты и забирать пассажиров. Он тоже вынужден ускоряться. Поэтому в перспективе необходимо оптимизировать маршруты, снижать общее количество маршруток и смещать баланс в пользу автобусов большей вместимости. Однако убирать маршрутки совсем тоже неправильно, потому что есть маршруты с низким пассажиропотоком, где они вполне оправданы.

Не будем игнорировать и плюсы маршруток: в конце концов, они действительно ездят часто и доставляют быстро. Но неужели все эти плюсы исчезнут без откровенного нигилизма?

Челябинцев заботит и состояние маршрутного транспорта

Челябинцев заботит и состояние маршрутного транспорта

Маршрутный бизнес требует лицензии и должен подчиняться правилам игры, которые устанавливают власти. Или это не так?

— Здесь всё очень непросто, — считает Максим Кичеев. — Например, получить лицензию перевозчику проще и быстрее, чем нам её аннулировать. Некоторые перевозчики работают вообще без лицензий, другие получают лицензию, скажем, экскурсионных автобусов и ездят без маршрутных карт. Совместно с ГИБДД и УГАДН (управление государственного автодорожного надзора. — Прим. ред.) мы проводим рейды, выявляем таких перевозчиков, доказываем, что они работают не в режиме экскурсионных автобусов, через суд добиваемся запрета на их деятельность. Сейчас в работе порядка 12 таких дел. Но каждое требует разбирательств в течение полугода и дольше, а после приостановки деятельности та же контора воскрешается под другой вывеской и начинает работать заново.

Именно нелегалы, по словам наших спикеров, делают ситуацию неконтролируемой. Поэтому, например, не работает идея «внутренней цензуры», когда за нарушения маршрутчиков наказывают не сотрудники ГИБДД или УГАДН, а сами работодатели.

— В нашей компании есть штрафы для водителей, например, за курение в салоне, — рассказывает глава «Первой транспортной корпорации» Станислав Новичихин. — Минимальный штраф составляет 500 рублей, а дальше зависит от грубости и систематичности нарушения. Мы рассматриваем и жалобы на нарушения правил дорожного движения, и если оно имело место — наказываем водителя. В каждом автобусе есть номера телефонов для обратной связи.

Ночевка во дворах и на газонах: ещё одна привычка челябинских маршруток

Ночевка во дворах и на газонах: ещё одна привычка челябинских маршруток

Но всё это пока выглядит неким «актом доброй воли», тогда как рычагов воздействия на нелегалов нет.

— В этом основная проблема, — рассуждает Станислав Новичихин. — Можно затянуть гайки в отношении лицензированных перевозчиков, но здесь и так много ограничений: это касается и хранения транспорта, и предрейсовых проверок, и состояния автопарка. Где-то, может быть, нужно даже ослабить требования. Но нелегальные перевозчики не выполняют требования в принципе, что дает им преимущество: они могут, скажем, держать более низкую цену, экономя на всём.

Эту позицию поддерживает Максим Кичеев.

— Правила игры неодинаковы для легальных и нелегальных перевозчиков, что делает любое ужесточение правил неэффективным.

Кстати, в комментариях к нашей прямой трансляции люди неоднократно приводили в пример города, решившие проблему общественного транспорта, и по частоте упоминаний лидировала Казань. Контраст с Челябинском, который недавно прозвали «столицей ржавых пазиков», бросается в глаза. В столице Татарстана пассажиров возят полноразмерные автобусы, много выделенных полос, хорошо оформлены остановки и в целом Казань напоминает Европу.

Единый телефон для жалоб на казанских водителей автобуса. Почему бы не сделать это челябинским стандартом?

Единый телефон для жалоб на казанских водителей автобуса. Почему бы не сделать это челябинским стандартом?

— Да, Казань часто приводят в пример, но Татарстан — это республика, где местные власти обладают большими законодательными полномочиями, — поясняет Алексей Горшков. — Ещё один пример — Сочи, но у него тоже особый статус. Если брать близкие к Челябинску города, то проблема неконтролируемости частного маршрутного транспорта есть и там.

А что мешает пойти казанским путем? Все эксперты сходятся во мнении, что для этого необходимо изменение федерального законодательства, например упрощение процедуры привлечения «нелегалов» к ответственности вплоть до уголовной.

— Мы часто говорим о штрафах за нарушение правил, но ведь сегодня они одинаковы для маршрутчиков и водителей-частников, которые везут только себя и свою семью, — говорит Максим Кичеев. — А степень ответственности совершенно разная. Может быть, если бы штрафы для маршрутчика были кратно больше, даже одно наказание в месяц имело бы воздействие. Но для этого тоже нужны глобальные изменения. Какие бы нормы мы не вводили на местах, перевозчики всегда ссылаются на требования федеральных законов.

В 2020 году Челябинск готовится принять саммиты ШОС и БРИКС, и низкий уровень маршрутных перевозок расценивается многими как серьезное препятствие. Что нас ждет в обозримом будущем?

— Конечно, будет увеличиваться доля полноценных автобусов, — рассказывает Максим Кичеев. — Появятся новые требования об оснащении автобусов, включая малогабаритные, системами трекинга на основе ЭРА-ГЛОНАСС и видеокамерами. Приоритет будет отдаваться компаниями, которые готовы вкладываться в современные автобусы с большим количеством посадочных мест.

Казань: автобус едет по выделенной полосе, заезжать на которую также могут легальные таксисты

Казань: автобус едет по выделенной полосе, заезжать на которую также могут легальные таксисты

Ещё одна интересная идея: выделенные полосы. Помимо очевидных плюсов есть и ещё один: запрет на движение по выделенкам нелегалов поставит их в невыгодное положение перед официальными перевозчиками. Такой подход используется уже во многих городах, включая соседний Екатеринбург: контроль за выделенками происходит в автоматическом режиме с помощью камер.

— Но выделенные полосы нужно применять разумно, чтобы сохранить важный плюс Челябинска: мы считаемся «быстрым» городом со средней скоростью 24 км/час, что примерно в полтора раза выше, чем в соседнем Екатеринбурге, — приводит данные Алексей Горшков.

Близкая идея: запрет нелегалам высаживать и подбирать людей на остановках общественного транспорта, что также поддается «камерному» контролю. Правда, нелегалы в этом случае могут организовать остановку по соседству.

Челябинский автобус с фанерным окном: его фотографии присылали нам неоднократно 

Челябинский автобус с фанерным окном: его фотографии присылали нам неоднократно 

Все эксперты сошлись во мнении, что единого рецепта нет: борьба должна быть комплексной.

— Взять проект «Лови маршрутку»: мы уже выписали постановления десяткам водителей, и хотя на первый взгляд это не так много, появляется понимание, что их могут поймать всегда и везде, — поясняет Алексей Горшков.

Как бы вы оценили общественный транспорт Челябинска?

    И всё-таки сложно избавиться от впечатления, что решение проблемы невыгодно именно тем, кто мог бы решить её в корне — городским властям. Плодящиеся маршрутки есть лишь реакция на пассажирский спрос, который по-другому не удовлетворяется. Делегирование проблемы частникам позволило избежать полного паралича, но с каждым годом загоняет занозу всё глубже. Безопасность и комфорт пассажиров не монетизируются отдельно, поэтому вряд ли обсуждаются на «собраниях акционеров» у частных перевозчиков.

    Убери маршрутки — и город встанет: этим аргументом они взяли Челябинск в заложники.

    Очень сложно обойти факт, что езда на грани фола попросту прибыльна. И пока выгода ставится во главу угла, даже штрафы ГИБДД останутся лишь ещё одной формой «налога».

    Обширная подборка нарушений общественного транспорта — в нашем проекта «Лови маршрутку». Присланные видео мы отправляем в ГИБДД: за время проекта, оштрафованы десятки водителей. Интересный взгляд на проблему в анонимном интервью нашему сайту дал водитель маршрутки

    Если вы стали свидетелем грубых нарушений общественного транспорта, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
    Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    8 окт 2018 в 07:23

    Пока у власти Дубровский, Тефтелев ничего не изменится, нужна другая команда.

    8 окт 2018 в 07:40

    Лично для меня все очевидно:

    1. Компетентность администрации - нулевая;

    2. На наших глазах было уже несколько РОСПИЛОВ того наследия МУПов (в том числе общественного транспорта), что удивительно, что от него хоть что то еще осталось

    3. В развитой Европе, США, Японии маршруток нет - а есть качественный общественный транспорт;

    4. В Индии, Пакистане, Африке - есть маршрутки

    Еще вопросы есть? Мы катимся в сторону банановой республики и пока не поменяем качество управления нашим городом будут только популистские лозунги и деградация всего и вся.

    Администрацию кроме как цирком уже не воспринимает никто - все понимаем, что там сидят люди и думают, что еще плохо прикручено. Коррупция разъедает все хорошие начинания.

    Гость
    8 окт 2018 в 07:33

    Да основная причина маршрутного безобразия одна - коррупция. Когда высокопоставленный чиновник подминает под себя рынок перевозок в миллионном городе, становясь фактически монополистом, как это ещё назвать? Да еще при полной поддержке администрации, которая, впрочем больше напоминает прислужников таких чиновников. Вместе они успешно и напрочь развалили общественный транспорт в городе, подсунув вместо него ржавые скотовозки с безумными водятлами за рулем! И все всё знают, все в курсе, и ничего! Пока будет эта власть - будет и коррупция, и ничего с этим не поделать!