√»Ѕƒƒ провер€ет маршрутный транспорт регул€рно, но проблема, как оказалось, в другом
√»Ѕƒƒ провер€ет маршрутный транспорт регул€рно, но проблема, как оказалось, в другом

—овместный с √»Ѕƒƒ „ел€бинска проект «Ћови маршрутку» показал вот что: больша€ часть нарушений происход€т не в режиме «стелс», исподтишка, а самым рутинным и даже показным образом. ѕочему тогда сложно навести пор€док в этой области? „тобы не попасть в круг «административного футбола», мы пригласили в редакцию сразу несколько ответственных лиц, задали наши вопросы и читали ответы между строк.

— тем, что маршрутчики нарушают поголовно, не согласилс€ заместитель начальника городской √»Ѕƒƒ јлексей √оршков.

— ƒл€ контрол€ маршрутчиков мы примен€ем так называемые «скрытые патрули», когда экипаж без опознавательных знаков движетс€ в потоке и фиксирует нарушени€ общественного транспорта, — объ€сн€ет он. — » не могу сказать, что нарушает сто процентов маршруток: есть и ответственные водители. «а несколько часов такого патрулировани€ удаетс€ поймать 5–6 нарушений. ¬ целом аварийность маршрутного транспорта в „ел€бинске снижаетс€, и за последний год количество аварий с пострадавшими сократилось на 12%.

¬ мартовской аварии на перекрестке  урчатова и ¬оровского по вине водител€ ѕј«а погиб ребенок, ехавший в BMW
¬ мартовской аварии на перекрестке  урчатова и ¬оровского по вине водител€ ѕј«а погиб ребенок, ехавший в BMW

Ёто обнадеживает, хот€ только за полгода количество т€желых аварий с автобусами и маршрутками достигло 60, пострадало 90 человек, четверо погибли.  онечно, можно вычисл€ть риски в сравнении с обычными автомобил€ми, но мы быстро сошлись во мнении, что дл€ общественного транспорта приемлемый уровень аварийности — нулевой.

ћаршрутчик на полном ходу объезжает сто€щие перед переходом машины, едва не сбива€ мальчика

ј что вообще мешает «задраконить» маршрутки так, чтобы водители бо€лись нарушать даже случайно, не то что намеренно?

— «а дев€ть мес€цев выписано свыше 17 тыс€ч постановлений в отношении маршрутного транспорта, — приводит официальные данные јлексей √оршков. — ƒл€ нас это больша€ работа, но дл€ решени€ проблемы даже этого недостаточно.   каждой маршрутке полицейского не приставишь.

≈сли даже разбить эти 17 тыс€ч постановлений на 2000 работающих маршруток, получитс€, что водители получают по одному штрафу в мес€ц. –азмер среднего штрафа в –оссии — чуть выше 500 рублей. — учетом дохода на уровне 2–3 тыс€ч рублей за смену, вр€д ли штрафы €вл€ютс€ сдерживающим фактором. ѕо некоторым данным, маршруток в городе ощутимо больше (до 5 тыс€ч единиц), и если это так, «штрафные риски» станов€тс€ ничтожными.

–ейды не всегда дают ожидаемый результат: маршрутчики предупреждают друг друга о «засадах»
–ейды не всегда дают ожидаемый результат: маршрутчики предупреждают друг друга о «засадах»

¬ „ел€бинске маршрутки почти «съели» классические автобусы: если последних в городе пор€дка 150 единиц, то даже официальных маршруток — почти в дес€ть раз больше. —вою меньшую вместимость они компенсируют скоростью и, по нашим оценкам, перевоз€т минимум в два раза больше пассажиров. ј в реальности, с учетом «нелегалов», разница ещЄ значительней. „резмерное количество маршруток помимо прочего создает сильную конкуренцию между водител€ми в борьбе за пассажиров.

ѕочему хамит маршрутчик: 74.ru задал неудобные вопросы чиновникам и перевозчикам

— ѕлюс малогабаритного общественного транспорта — в его мобильности и скорости, — убеждЄн начальник управлени€ транспорта администрации „ел€бинска ћаксим  ичеев. — Ќо получаетс€, что если какой-то водитель едет аккуратно и соблюдает все правила, его будут обгон€ть водители-конкуренты и забирать пассажиров. ќн тоже вынужден ускор€тьс€. ѕоэтому в перспективе необходимо оптимизировать маршруты, снижать общее количество маршруток и смещать баланс в пользу автобусов большей вместимости. ќднако убирать маршрутки совсем тоже неправильно, потому что есть маршруты с низким пассажиропотоком, где они вполне оправданы.

Ќе будем игнорировать и плюсы маршруток: в конце концов, они действительно езд€т часто и доставл€ют быстро. Ќо неужели все эти плюсы исчезнут без откровенного нигилизма?

„ел€бинцев заботит и состо€ние маршрутного транспорта
„ел€бинцев заботит и состо€ние маршрутного транспорта

ћаршрутный бизнес требует лицензии и должен подчин€тьс€ правилам игры, которые устанавливают власти. »ли это не так?

— «десь всЄ очень непросто, — считает ћаксим  ичеев. — Ќапример, получить лицензию перевозчику проще и быстрее, чем нам еЄ аннулировать. Ќекоторые перевозчики работают вообще без лицензий, другие получают лицензию, скажем, экскурсионных автобусов и езд€т без маршрутных карт. —овместно с √»Ѕƒƒ и ”√јƒЌ (управление государственного автодорожного надзора. — ѕрим. ред.) мы проводим рейды, вы€вл€ем таких перевозчиков, доказываем, что они работают не в режиме экскурсионных автобусов, через суд добиваемс€ запрета на их де€тельность. —ейчас в работе пор€дка 12 таких дел. Ќо каждое требует разбирательств в течение полугода и дольше, а после приостановки де€тельности та же контора воскрешаетс€ под другой вывеской и начинает работать заново.

»менно нелегалы, по словам наших спикеров, делают ситуацию неконтролируемой. ѕоэтому, например, не работает иде€ «внутренней цензуры», когда за нарушени€ маршрутчиков наказывают не сотрудники √»Ѕƒƒ или ”√јƒЌ, а сами работодатели.

— ¬ нашей компании есть штрафы дл€ водителей, например, за курение в салоне, — рассказывает глава «ѕервой транспортной корпорации» —танислав Ќовичихин. — ћинимальный штраф составл€ет 500 рублей, а дальше зависит от грубости и систематичности нарушени€. ћы рассматриваем и жалобы на нарушени€ правил дорожного движени€, и если оно имело место — наказываем водител€. ¬ каждом автобусе есть номера телефонов дл€ обратной св€зи.

Ќочевка во дворах и на газонах: ещЄ одна привычка чел€бинских маршруток
Ќочевка во дворах и на газонах: ещЄ одна привычка чел€бинских маршруток

Ќо всЄ это пока выгл€дит неким «актом доброй воли», тогда как рычагов воздействи€ на нелегалов нет.

— ¬ этом основна€ проблема, — рассуждает —танислав Ќовичихин. — ћожно зат€нуть гайки в отношении лицензированных перевозчиков, но здесь и так много ограничений: это касаетс€ и хранени€ транспорта, и предрейсовых проверок, и состо€ни€ автопарка. √де-то, может быть, нужно даже ослабить требовани€. Ќо нелегальные перевозчики не выполн€ют требовани€ в принципе, что дает им преимущество: они могут, скажем, держать более низкую цену, эконом€ на всЄм.

Ёту позицию поддерживает ћаксим  ичеев.

— ѕравила игры неодинаковы дл€ легальных и нелегальных перевозчиков, что делает любое ужесточение правил неэффективным.

 стати, в комментари€х к нашей пр€мой трансл€ции люди неоднократно приводили в пример города, решившие проблему общественного транспорта, и по частоте упоминаний лидировала  азань.  онтраст с „ел€бинском, который недавно прозвали «столицей ржавых пазиков», бросаетс€ в глаза. ¬ столице “атарстана пассажиров воз€т полноразмерные автобусы, много выделенных полос, хорошо оформлены остановки и в целом  азань напоминает ≈вропу.

≈диный телефон дл€ жалоб на казанских водителей автобуса. ѕочему бы не сделать это чел€бинским стандартом?
≈диный телефон дл€ жалоб на казанских водителей автобуса. ѕочему бы не сделать это чел€бинским стандартом?

— ƒа,  азань часто привод€т в пример, но “атарстан — это республика, где местные власти обладают большими законодательными полномочи€ми, — по€сн€ет јлексей √оршков. — ≈щЄ один пример — —очи, но у него тоже особый статус. ≈сли брать близкие к „ел€бинску города, то проблема неконтролируемости частного маршрутного транспорта есть и там.

ј что мешает пойти казанским путем? ¬се эксперты сход€тс€ во мнении, что дл€ этого необходимо изменение федерального законодательства, например упрощение процедуры привлечени€ «нелегалов» к ответственности вплоть до уголовной.

— ћы часто говорим о штрафах за нарушение правил, но ведь сегодн€ они одинаковы дл€ маршрутчиков и водителей-частников, которые везут только себ€ и свою семью, — говорит ћаксим  ичеев. — ј степень ответственности совершенно разна€. ћожет быть, если бы штрафы дл€ маршрутчика были кратно больше, даже одно наказание в мес€ц имело бы воздействие. Ќо дл€ этого тоже нужны глобальные изменени€.  акие бы нормы мы не вводили на местах, перевозчики всегда ссылаютс€ на требовани€ федеральных законов.

¬ 2020 году „ел€бинск готовитс€ прин€ть саммиты Ўќ— и Ѕ–» —, и низкий уровень маршрутных перевозок расцениваетс€ многими как серьезное преп€тствие. „то нас ждет в обозримом будущем?

—  онечно, будет увеличиватьс€ дол€ полноценных автобусов, — рассказывает ћаксим  ичеев. — ѕо€в€тс€ новые требовани€ об оснащении автобусов, включа€ малогабаритные, системами трекинга на основе Ё–ј-√ЋќЌј—— и видеокамерами. ѕриоритет будет отдаватьс€ компани€ми, которые готовы вкладыватьс€ в современные автобусы с большим количеством посадочных мест.

 азань: автобус едет по выделенной полосе, заезжать на которую также могут легальные таксисты
 азань: автобус едет по выделенной полосе, заезжать на которую также могут легальные таксисты

≈щЄ одна интересна€ иде€: выделенные полосы. ѕомимо очевидных плюсов есть и ещЄ один: запрет на движение по выделенкам нелегалов поставит их в невыгодное положение перед официальными перевозчиками. “акой подход используетс€ уже во многих городах, включа€ соседний ≈катеринбург: контроль за выделенками происходит в автоматическом режиме с помощью камер.

— Ќо выделенные полосы нужно примен€ть разумно, чтобы сохранить важный плюс „ел€бинска: мы считаемс€ «быстрым» городом со средней скоростью 24 км/час, что примерно в полтора раза выше, чем в соседнем ≈катеринбурге, — приводит данные јлексей √оршков.

Ѕлизка€ иде€: запрет нелегалам высаживать и подбирать людей на остановках общественного транспорта, что также поддаетс€ «камерному» контролю. ѕравда, нелегалы в этом случае могут организовать остановку по соседству.

„ел€бинский автобус с фанерным окном: его фотографии присылали нам неоднократно 
„ел€бинский автобус с фанерным окном: его фотографии присылали нам неоднократно 

¬се эксперты сошлись во мнении, что единого рецепта нет: борьба должна быть комплексной.

— ¬з€ть проект «Ћови маршрутку»: мы уже выписали постановлени€ дес€ткам водителей, и хот€ на первый взгл€д это не так много, по€вл€етс€ понимание, что их могут поймать всегда и везде, — по€сн€ет јлексей √оршков.

 ак бы вы оценили общественный транспорт „ел€бинска?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Ёто дно
  • Ќиже среднего, но жить можно
  • ¬ целом нормально
  • ¬сЄ хорошо, не придирайтесь
  • ќтлично
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

» всЄ-таки сложно избавитьс€ от впечатлени€, что решение проблемы невыгодно именно тем, кто мог бы решить еЄ в корне — городским власт€м. ѕлод€щиес€ маршрутки есть лишь реакци€ на пассажирский спрос, который по-другому не удовлетвор€етс€. ƒелегирование проблемы частникам позволило избежать полного паралича, но с каждым годом загон€ет занозу всЄ глубже. Ѕезопасность и комфорт пассажиров не монетизируютс€ отдельно, поэтому вр€д ли обсуждаютс€ на «собрани€х акционеров» у частных перевозчиков.

”бери маршрутки — и город встанет: этим аргументом они вз€ли „ел€бинск в заложники.

ќчень сложно обойти факт, что езда на грани фола попросту прибыльна. » пока выгода ставитс€ во главу угла, даже штрафы √»Ѕƒƒ останутс€ лишь ещЄ одной формой «налога».

ѕочему хамит маршрутчик: 74.ru задал неудобные вопросы чиновникам и перевозчикам

ќбширна€ подборка нарушений общественного транспорта — в нашем проекта «Ћови маршрутку». ѕрисланные видео мы отправл€ем в √»Ѕƒƒ: за врем€ проекта, оштрафованы дес€тки водителей. »нтересный взгл€д на проблему в анонимном интервью нашему сайту дал водитель маршрутки