В январе автомобилисты обнаружили подорожание топлива на многих АЗС Челябинска, хотя за пару месяцев до этого власти широко разрекламировали соглашение с ведущими нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин. Почему они «разморозились» и нарушает ли это правила игры, разбирался 74.ru.
Бензин АИ-92 прибавил в среднем 65–70 копеек за литр, АИ-95 — до 76 копеек, а дизтопливо — до 80 копеек за литр, что наложилось на его существенное подорожание в конце осени.
Для примера, бензин АИ-95 «Евро» на АЗС «ЛУКОЙЛ» на улице Братьев Кашириных в конце прошлого года стоил 44,45 рубля за литр, и эта цена держалась с момента предыдущей заморозки в июне. Сейчас его стоимость — 45,21 рубля за литр.
По данным антимонопольной службы, стоимость бензина в Челябинске не менялась на АЗС «Газпромнефть-Центр», а также на заправках независимой сети ООО «Регион». Газета «Коммерсант» пишет, что подорожание в этих же пределах, на 65–80 копеек, произошло и в других регионах России.
Такой темп повышения цен является весьма чувствительным для россиян. Например, средний рост стоимости топлива за предыдущие 10 лет составлял около двух рублей в год.
Не является ли это нарушением соглашения, заключённого между ВИНКами и правительством в ноябре? В Челябинском управлении ФАС объяснили, что контролируют уровень цен на АЗС крупных нефтяных компаний в еженедельном режиме, а у независимых продавцов — в ежедневном. Специалисты антимонопольной службы ищут признаки согласованного изменения цен или их монопольного повышения, но эта работа ведётся постоянно и прямого отношения к упомянутому соглашению не имеет. Но собранная информация отправляется в центральный аппарат ФАС России, который уполномочен проверять в том числе выполнение ВИНКами взятых обязательств.
Но и там не видят признаков нарушения: начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин пояснил, что в относительных величинах рост цены топлива в регионах России, включая Урал, составил 1,7%, а упомянутое соглашение допускало такое повышение для компенсации роста НДС.
В Челябинской области рост цен на топливо за первую неделю года колебался в пределах 1,54–1,71%. По мнению экспертов, не все АЗС воспользовались этим правом в первые дни года, но, вероятно, в течение месяца мы увидим повсеместное повышение.
А что дальше? В теории цены должны замереть на этом уровне, и дальнейшее повышение возможно только на величину инфляции. За последние пять лет среднемесячная инфляция в России составляла около 0,7%, и если эта величина не изменится, в феврале топливо должно прибавить не более 30–35 копеек за литр.
Парадоксально, но фиксирование цен отнюдь не пошатнуло благосостояние нефтяников: правительство установило планку для мелкооптовой и розничной цен, например, в Челябинской области первая не может превышать 54,9 тысячи рублей за тонну (с поправкой на разрешённое повышение в 1,7%). Но оптовые цены на топливо в конце декабря серьёзно упали из-за дешевеющей нефти, например, бензин АИ-95 на бирже СПбМТСБ подешевел на 17% — до 38,8 тысячи рублей за тонну. При этом компании активно затоваривались топливом, и биржа реализовала рекордные объёмы нефтепродуктов.
На это ранее нам указал эксперт «Независимого топливного союза» Сергей Божко:
— При столь серьёзном падении цены нефти и сокращении экспортной маржи экономически обоснованная стоимость топлива могла быть ниже рублей на пять, но установленный правительством уровень мелкооптовых цен позволяет компаниям получать дополнительные доходы.
Впрочем, есть и обратная сторона: с 1 января в России произошло самое масштабное повышение акцизов на топливо, например, для бензина АИ-95 они возросли с 8,2 до 12,4 тысячи рублей за тонну. В пересчете на литр это эквивалентно прибавке порядка 3 рублей за литр, поэтому до заключения соглашения с ВИНКами были обоснованные подозрения, что в январе цена бензина АИ-95 приблизится к 50 рублям за литр.
Относительная стабильность цен на топливо гарантирована соглашением до марта 2019 года, но ситуация может снова обостриться весной, когда нефтяные компания захотят отыграть повышение акцизов — сейчас их аппетиты умерили компенсационными механизмами.
Бензиновый кризис начался в апреле–мае прошло года, когда топливо скачкообразно подорожало на 3,5 рубля за литр. Ещё сильнее прибавил пропан-бутан, цена которого возросла почти в полтора раза и продолжила увеличиваться летом: если год назад он стоил в районе 14 рублей за литр, то сейчас — порядка 23 рублей за литр и выше.
Чтобы погасить недовольство людей, правительство отказалось от очередного этапа повышения акцизов и снизило их. Однако этот «дисконт» компенсирован сейчас, наложившись на плановый рост акцизов с 1 января 2019 года, что и привело к их рекордному скачку.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».