«апомним сразу: в т€жЄлых ƒ“ѕ с пострадавшими вызов на место сотрудников √»Ѕƒƒ об€зателен. Ќо как быть с мелкими инцидентами?
«апомним сразу: в т€жЄлых ƒ“ѕ с пострадавшими вызов на место сотрудников √»Ѕƒƒ об€зателен. Ќо как быть с мелкими инцидентами?

¬ключить аварийку после ƒ“ѕ — действие почти рефлекторное. Ќекоторые из нас помн€т, что нужно выставить знак аварийной остановки и позвонить в √»Ѕƒƒ, хот€ вроде бы и не всегда. Ќо с декабр€ прошлого года изменились ѕравила дорожного движени€, поэтому даже опытным водител€м полезно узнать, как теперь разъезжатьс€ после аварий. ќб этом — в новом выпуске проекта «ѕƒƒ дл€ бывалых». ≈сли уверены в себе, можете сразу переходить к небольшому тесту ниже. 

„то такое ƒ“ѕ

≈сли на сто€щий автомобиль упала сосулька — это не ƒ“ѕ. ≈сли автомобиль наехал на глыбу льда и раздавил себе бампер — это ƒ“ѕ.

¬ конце текста приведено точное определение, но пока запомним две вещи: чтобы инцидент был квалифицирован как ƒ“ѕ, его причиной должно быть движение одного или нескольких транспортных средств по дороге, а следствием — ущерб имуществу или здоровью людей.

»ногда граница между пон€ти€ми истончаетс€, например, обрызгивание пешеходов из гр€зной лужи может быть квалифицированно как ƒ“ѕ, если пострадавшие подтверд€т материальный ущерб.

Ѕывает, водитель причин€ет вред только самому себе, как в примере с глыбой льда. ‘ормально эти происшестви€ тоже считаютс€ ƒ“ѕ, хот€ при отсутствии второй стороны маловеро€тно, что кто-то «настучит» в полицию (разве что зоркие соседи). Ќо будьте аккуратны с происшестви€ми, в которых повреждаютс€ дорожна€ инфраструктура, строени€ и тому подобное: вы раздавили вроде бы «бесхозную» урну, но у неЄ, веро€тно, всЄ же есть владелец, например магазин или управл€юща€ компани€.

Ѕольшинство дорожно-транспортных происшествий — мелкие. –аньше правила разрешали водител€м разъехатьс€, если они не имели необходимости в оформлении документов. “еперь звонок в страховую или полицию об€зателен
Ѕольшинство дорожно-транспортных происшествий — мелкие. –аньше правила разрешали водител€м разъехатьс€, если они не имели необходимости в оформлении документов. “еперь звонок в страховую или полицию об€зателен

„то грозит за побег

«а сокрытие с места ƒ“ѕ часть 2 статьи 12.27  ојѕ предусматривает лишение прав на один — полтора года или арест до 15 суток. «аметьте, наказание не зависит от размера ущерба (он может быть копеечным) или последующего примирени€ сторон.

Ќо есть ещЄ перва€ часть той же статьи 12.27  ојѕ, котора€ наказывает за невыполнение водителем об€занностей после аварии — за это предусмотрен штраф 1000 рублей. Ќапример, по этой части наказывают за отсутствие знака аварийной остановки. “о же касаетс€ водителей, которые не остановились после аварии: скажем, не сразу заметив контакт, участник ƒ“ѕ уехал, но затем вернулс€.

ƒоговорились на месте: теперь это запрещено

««лую» вторую часть статьи 12.27  ојѕ могут применить и к водител€м, которые решили разъехатьс€ полюбовно ввиду мелкости и очевидности аварии. –едакци€ ѕƒƒ, котора€ действует с 8 декабр€, исключает такой вариант, поэтому даже при незначительности ущерба или обещании его компенсировать водители должны сделать одно из двух: оформить инцидент по европротоколу или позвонить в √»Ѕƒƒ.

–ешить по-европейски

≈вропротокол возможен, если в аварии участвуют две машины, оба водител€ застрахованы по ќ—ј√ќ, нет разногласий о виновности и ущерб не превышает 100 тыс€ч. ¬ законе об ќ—ј√ќ есть отдельный пункт, который в теории разрешает оформл€ть европротокол даже при наличии разногласий, а дл€ ћосквы и ѕетербурга — при ущербе до 400 тыс€ч, но дл€ этого нужна фиксаци€ обсто€тельств аварии с помощью системы «Ёра-√лонасс» или специального софта, что не всегда возможно на практике.

≈вропротокол позвол€ет не ждать экипаж √»Ѕƒƒ и не ездить в отделение полиции. Ќо водитель, признавший себ€ виновным, об€зан в течение п€ти дней предоставить свой экземпл€р извещени€ в страховую (отвезти лично или направить заказным письмом). —делать это крайне важно, иначе страхова€ сможет взыскать с него выплату в пор€дке регресса.

ќформить европротокол можно, если в аварии пострадали только два автомобил€
ќформить европротокол можно, если в аварии пострадали только два автомобил€

≈сли европротокол неприменим

¬ этом случае звонок в полицию об€зателен. ¬ декабре прошлого года р€д —ћ» со ссылкой на √»Ѕƒƒ утверждал, будто возможность полюбовного разъезда осталась, просто еЄ не прописали в ѕƒƒ из-за «очевидности». ѕрактикующий юрист Ћев ¬оропаев не согласен с такой интерпретацией:

— Ќа словах √»Ѕƒƒ может говорить что угодно, но пор€док чЄтко прописан в правилах, и они стопроцентно не разрешают уезжать с места аварии, не оформив европротокол или не обратившись в √»Ѕƒƒ, — объ€сн€ет он. — ¬ судах такие дела штампуют на ура: если инцидент не оформили, вне зависимости от обсто€тельств, вроде незначительности ущерба или согласи€ сторон, скрывшийс€ водитель будет лишЄн прав или арестован.

–ечь идЄт о ситуаци€х, когда водители вроде бы договорились, разъехались, но потом одному из них стукнуло в голову вернутьс€ на место инцидента и за€вить о нЄм в полицию.

«ќформл€йте сами!»

≈сли инцидент мелкий, с большой веро€тностью дежурный предложит оформить его самосто€тельно, но не сделайте ошибки — это всЄ равно подразумевает по€вление в √»Ѕƒƒ.

— ƒа, они часто говор€т заполнить документы самим или вызвать комиссара, но чтобы выполнить требовани€ правил, затем нужно €витьс€ в отделение √»Ѕƒƒ дл€ дальнейшего оформлени€ документов, — говорит Ћев ¬оропаев.

—амосто€тельное оформление мелких ƒ“ѕ всЄ равно подразумевает приезд участников в отделение дл€ финализации процесса
—амосто€тельное оформление мелких ƒ“ѕ всЄ равно подразумевает приезд участников в отделение дл€ финализации процесса

–азъехатьс€ полюбовно имеет смысл в случае, когда у вас есть железобетонна€ уверенность в том, что втора€ сторона вас не подставит. Ќо мы вам этого не говорили.

јварии с пострадавшими, включа€ лЄгкие наезды на пешеходов, требуют об€зательного вызова полиции, даже если сам пешеход сбежал. ¬сегда есть веро€тность, что сбежал он пр€миком в больницу, где зафиксирует травму, после чего врач об€зан будет сообщить об инциденте в полицию.

„то ещЄ сделать после аварии

¬ т€жЄлых авари€х внимание в первую очередь удел€етс€ пострадавшим и вызову помощи.

—овременные ѕƒƒ делают акцент на фиксации последствий ƒ“ѕ на фото и видео, и здравый смысл подсказывает то же самое. —нимите общий вид места аварии, детализируйте повреждени€, покажите состо€ние проезжей части, расположение знаков, разметки, светофоров.

ќчень внимательно отнеситесь к схеме ƒ“ѕ: при разборе от неЄ будет зависеть многое
ќчень внимательно отнеситесь к схеме ƒ“ѕ: при разборе от неЄ будет зависеть многое

—разу после ƒ“ѕ запишите контакты очевидцев. »з основных документов на месте ƒ“ѕ оформл€етс€ схема происшестви€ и заполн€етс€ бланк извещени€ на каждого участника (прилагаетс€ к полису ќ—ј√ќ).

≈сли аварийна€ машина создаЄт помехи другим автомобил€м, в отсутствие пострадавших правила требуют убрать еЄ с проезжей части, но уже после того, как последстви€ аварии зафиксированы (схема, фото, видео). ¬ авари€х с пострадавшими освобождать проезжую часть нужно только в случае, если машины полностью блокируют проезд. ¬ целом это требование не жЄсткое, и сотрудник √»Ѕƒƒ сможет вас наказать лишь штрафом в 1000 рублей.

ћожно ли оформить это происшествие по европротоколу?

  • ƒа, если ущерб зданию менее 100 тыс€ч рублей
  • Ќет, ущерб причинЄн не только автомобил€м
  • Ќет, ќ—ј√ќ не покрывает ущерб здани€м

«јвтор» мелкой аварии признал вину и на месте рассчиталс€ с пострадавшим. ћожно ли разъезжатьс€?

  • ƒа, написав друг другу расписки о том, что претензий нет
  • Ќет, установить сумму ущерба на месте невозможно
  • Ќет, потому что в случае за€влени€ в √»Ѕƒƒ об инциденте уехавшего могут лишить прав

—читаетс€ ли ƒ“ѕ наезд велосипеда на автомобиль, запаркованный на проезжей части?

  • ƒа, потому что это инцидент с участием автомобил€
  • ƒа, потому что велосипед — это транспортное средство 
  • Ќет, отсутствует движение автомобил€

ћожет ли владелец Peugeot (второй автомобиль в «паровозике») оформить наезд на Volkswagen Touareg по европротоколу?

  • ƒа, если ущерб Toureg не превышает 100 тыс€ч рублей
  • ƒа, если ущерб Toureg не превышает 100 тыс€ч рублей и аваркомы пришли к выводу, что это три «попарных» ƒ“ѕ
  • Ќет, вызывать √»Ѕƒƒ в таких случа€х нужно всегда

ћожно ли оформить по европротоколу этот инцидент, если у обоих водителей есть ќ—ј√ќ? 

  • ƒа, если ущерб менее 100 тыс€ч и кто-то вз€л вину на себ€
  • ƒа, если оба автомобил€ оборудованы системой «Ёра-√лонасс»
  • Ќет, потому что инцидент произошЄл в жилой зоне
  • Ќет, картина ƒ“ѕ слишком спорна€

¬ыдержки из ѕƒƒ

ƒорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движени€ по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружени€, грузы либо причинЄн иной материальный ущерб.

2.5. ѕри дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, об€зан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требовани€ми пункта 7.2 ѕравил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. ѕри нахождении на проезжей части водитель об€зан соблюдать меры предосторожности.

2.6. ≈сли в результате дорожно-транспортного происшестви€ погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, об€зан:

  • прин€ть меры дл€ оказани€ первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случа€х отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъ€влением документа, удостовер€ющего личность, или водительского удостоверени€ и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратитьс€ к месту происшестви€;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относ€щиес€ к происшествию, и прин€ть все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшестви€;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибыти€ сотрудников полиции.

2.6.1. ≈сли в результате дорожно-транспортного происшестви€ вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, об€зан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создаЄтс€ преп€тствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъЄмки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относ€щиес€ к происшествию, и повреждени€ транспортных средств.

¬одители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не об€заны сообщать о случившемс€ в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшестви€, если в соответствии с законодательством об об€зательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществл€тьс€ без участи€ уполномоченных на то сотрудников полиции.

≈сли в соответствии с законодательством об об€зательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участи€ уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, об€зан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемс€ в полицию дл€ получени€ указаний сотрудника полиции о месте оформлени€ дорожно-транспортного происшестви€.

„то ещЄ почитать по теме

Ќередки случаи, когда водителей обвин€ют в сокрытии с места ƒ“ѕ, которого они не заметили. ѕри оформлении ƒ“ѕ с несколькими автомобил€ми по европротоколу важно убедитьс€, что речь идЄт о нескольких «попарных» авари€х. ¬ предыдущем выпуске проекта «ѕƒƒ дл€ бывалых» мы рассказывали о подвохах правила правой руки.

ќбнаружили ошибку или хотите предложить тему? —мело пишите на электронную почту редакции «јвто».

ѕƒƒ дл€ бывалых: как разъехатьс€ после аварии, чтобы не сесть на 15 суток

ѕравильные ответы: 5/10

ќформить ƒ“ѕ вам не под силу. Ќадеемс€, вам под силу в них не попадать

ѕƒƒ дл€ бывалых: как разъехатьс€ после аварии, чтобы не сесть на 15 суток

ѕравильные ответы: 5/10

Ќеплохой результат с учЄтом того, что правила оформлени€ ƒ“ѕ посто€нно мен€ютс€

ѕƒƒ дл€ бывалых: как разъехатьс€ после аварии, чтобы не сесть на 15 суток

ѕравильные ответы: 5/10

”бедительный результат, но надеемс€, что знание правил оформлени€ ƒ“ѕ вам не пригодитс€

ѕƒƒ дл€ бывалых: как разъехатьс€ после аварии, чтобы не сесть на 15 суток

ѕравильные ответы: 5/10

јварийные комиссары кусают локти и завидуют вашей эрудиции