В очередном выпуске «ПДД для бывалых» мы вспомним об одном из самых свинских водительских проступков — нарушении правил парковки. Они не всегда опасны, но, как правило, назойливы. Машины нарушителей перегораживают проезды и тротуары, иногда закрывают обзор. Штрафная эвакуация — действенный метод, но не все знают, что применяется она не только за парковку под запрещающим знаком. Плюс власти ею нередко злоупотребляют, поэтому нужно хорошо знать, за что именно положено задержание. Если же вы уверены в себе — сразу переходите к тесту в конце статьи.
Самым популярным поводом для эвакуации остаётся стоянка и остановка под запрещающими знаками 3.27–3.30. Что важно, в этом случае обязательна табличка 8.24 «Работает эвакуатор». Без неё перемещение машины считается незаконным.
По умолчанию парковать автомобили необходимо в один ряд параллельно краю проезжей части. Стоянка «ёлочкой» и тем более перпендикулярно дороге разрешена только в специальных местах, обозначенных табличками 8.6.1–8.6.9 «Способ постановки на стоянку». Могут ли эвакуировать за парковку «ёлочкой»? Да, если она создает помехи, например, перекрывает полосу.
Создание препятствий другим транспортным средствам — популярная и довольно скользкая причина для эвакуации. Таким образом могут эвакуировать автомобиль, блокирующий выезд из двора или перекрывший подъезд к мусорным бакам, но могут и злоупотребить ею, увезя автомобиль, который по факту не особенно мешал.
Эвакуация предусмотрена за остановку на местах для инвалидов (при отсутствии на машине обозначения «Инвалид»), к тому же за это грозит крупный штраф — 5000 рублей.
Увезти могут за остановку ближе пяти метров перед пешеходными переходами и на них, а также на тротуарах, трамвайных путях, в тоннелях. А ещё — за парковку вторым рядом.
— До пешеходного перехода должно быть не менее 5 метров, но по ГОСТ перед каждым переходом должны быть знаки, запрещающие остановку или стоянку, — поясняет автоэксперт Юрий Панченко. — Расстояние до перехода, на котором ставятся знаки, вычисляется с учётом разрешенной максимальной скорости на данном участке дороги. И смысл знаков в том, чтобы водители, подъезжающие к переходу, видели не только сам переход, но и тротуар.
Отдельная категория — это остановки транспорта и такси. Они могут обозначаться разметкой в виде жёлтой «пилы», стоять на которой нельзя, хотя можно остановиться для посадки и высадки пассажиров. Если же разметки нет — стоянка запрещена ближе 15 метров от знака «Остановка общественного транспорта» или «Место стоянки легковых такси». Определять расстояние в этом случае приходится на глаз: 15 метров — это три корпуса легкового автомобиля при продольной парковке и порядка пяти корпусов при поперечной.
Есть в России и другая мода — оснащать парковки для инвалидов знаками с табличками 8.3.1–8.3.3 «Направление действия». Почему-то у властей в ходу интерпретация, что этой табличкой можно обозначить зону действия парковки для инвалидов, хотя формально она указывает направление действия знаков перед перекрёстками или направление к объектам, находящимся вблизи дороги. Но, заметив такую комбинацию, лучше не парковаться в направлении стрелки: оспорить штраф в любом случае будет непросто.
Есть и другие коварные таблички, например, 8.9.1 «Стоянка для владельцев парковочных разрешений». Ими нередко пользуются приближенные к власти структуры: санкцию на их установку выдаёт местная администрация. За стоянку без разрешения также могут эвакуировать.
— Табличку «Только для владельцев парковочных разрешений» со 2 февраля 2019 года ставить в пределах дорог общего пользования запрещено. Табличка должна быть предусмотрена схемой организации движения, — добавляет Юрий Панченко.
Правила запрещают остановку в местах, где остаётся меньше трёх метров между автомобилем и сплошной линией разметки (разделительной полосой, противоположным краем проезжей части). Проще говоря, в местах, где возникают сложности с объездом стоящего автомобиля. Под сплошной линией, кстати, понимается не только осевая, но и разметка, отделяющая попутные полосы друг от друга. Но это правило не распространяется на белую сплошную линию, обозначающую обочину от проезжей части. А вот жёлтая сплошная вдоль обочины дублирует знак «Остановка запрещена», и парковка машины в таких местах допускает эвакуацию.
Эвакуация в теории не является карательной мерой: её назначение — освободить проезд или проход. Поэтому, если расторопный водитель появился на месте до того, как тронулся эвакуатор, машину обязаны вернуть. Естественно, если он трезв и имеет право ею управлять. В России, к сожалению, сложилась порочная практика эвакуации для галочки (для заработка), когда создаются условия для неявных нарушений, и автомобиль не возвращают владельцу, даже если он успел появиться до окончания погрузки.
— Известны случаи, когда автомобиль был оставлен в запрещенном для остановки месте буквально на пару минут, и его успели эвакуировать, — рассказывает Юрий Панченко. — Такая эвакуация незаконна, но доказать её незаконность сложно. Инспектор для эвакуаторщиков заранее составляет все необходимые бумаги, включая свои данные и подпись, а также данные липовых понятых. Если эвакуация предполагается с мест, где идет массовое нарушение правил остановки и стоянки, то в бумаги вписывается и адрес. Водителю эвакуатора остается добавить только данные автомобиля. Сделать это можно уже после эвакуации. Опытный специалист успевает погрузить автомобиль на эвакуатор за 2-3 минуты и начать движение.
Есть ли случаи, когда остановка запрещена, но эвакуация не предусмотрена? Да, например, на мостах, перекрёстках, железнодорожных переездах, полосах для велосипедистов останавливаться нельзя, но эти нарушения не предполагают эвакуации. С одной важной оговоркой: запаркованные в указанных локациях машины почти всегда создают помехи другим транспортным средствам, поэтому эвакуация вполне допустима именно по этой причине.
Зато стоянка автомобиля на газоне или детской площадке по федеральным нормативам эвакуации не допускает. Для России проблема является очень острой, но глобального решения ей пока не предложили: ряд нормативов действует на местном уровне, но применяется не везде.
При этом местные законодательства многих регионов России предполагают эвакуацию автохлама, который стоит длительное время и потерял товарный вид. Правда, процедура непростая и длительная.
Кстати, вы можете стать автором проекта «Я паркуюсь, как баран»: присылайте снимки в редакцию.
Предыдущие серии проекта «ПДД для бывалых»: в них мы разбирались, как ездить без разметки, как лишают прав за обгон и в каких случаях проезд на жёлтый чреват последствиями.
Обнаружили ошибку или хотите предложить тему? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто».
А напоследок — небольшой тест.
- Нет, если он появился после начала движения эвакуатора
- Да, помеха для движения устранена
- Да, ездить и стоять на тротуарах запрещено
- Да, когда он начнёт движение
- Нет, если он подъехал для разгрузки и других путей нет
- Нет, проезд коммерческого транспорта по тротуарам разрешён
- Парковка в дворовых проездах запрещена
- Стоит ближе 3 метров от жилого дома
- Никакое, если оставил более 3 метров для проезда
- Да, без ограничений
- Только клиентам магазина «Секрет»
- Запрещена
- Да
- Штраф — да, эвакуация — нет
- Нет
- 50–100 метров
- 150–300 метров
- До ближайшего пересечения
- До ближайшего перекрёстка
Хотите предложить интересную тему, связанную с ПДД? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто». Подписывайтесь на наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники». Присылайте сообщения в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.