Андрей Голованов создает в Челябинске продуктовую сеть «Мир еды». 30 марта на улице Братьев Кашириных открылся второй супермаркет под этим брендом. В течение года «Голованов и Ко» планирует открыть еще два магазина в формате «возле дома» в Курчатовском и Центральном районах. В планах компании на ближайшие годы – открытие локальных супермаркетов «Мир еды» во всех районах Челябинска. Инвестиции в открытие одного магазина площадью от 300 до 600 квадратных метров составят 10 миллионов рублей. Участники рынка и эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на востребованность формата современными покупателями, соответствовать требованиям потребителей не так просто. Вряд ли «Миру еды» удастся, работая в среднем ценовом сегменте, поддерживать широкий ассортимент качественного товара, считают игроки.
По словам руководителя продуктового направления компании «Голованов и Ко» Нины Зайковой, компания почти полностью отказалась от бизнеса, связанного с продажей бытовой техники и электроники: «Осенью прошлого года это проект себя отработал и окупил. Мы не планируем больше заниматься данным направлением. Нам хватает того, что мы заняли нишу продажи VIP-техники со своим проектом Hitech boutique», – заключила она.
До сих пор в продуктовом ретейле Челябинска бизнес Андрея Голованова был представлен только двумя проектами: магазином «Голованов» по улице Дзержинского (существует с 1998 года) и супермаркетом «Мир еды» по улице Тимирязева (существует с 1999 года). В этом году владелец компании «Голованов и Ко» решил расширить свой бизнес за счет развития продуктового направления, создав в Челябинске сеть продуктовых супермаркетов под брендом «Мир еды». Второй супермаркет под этим названием открылся 30 марта по улице Братьев Кашириных, 100. В планах владельца запуск еще нескольких проектов в разных районах города.
«Существует очень много «магазинов возле дома», но количество проблем, связанных с ними, столь же велико. Мы же намерены удовлетворить наших покупателей необходимым и достаточным сервисом и ассортиментом», – говорит Нина Зайкова. При этом, по ее словам, супермаркеты «Мир еды» будут работать в ценовом сегменте «средний +».
«В ближайший год пройдет ребрендинг продуктовых магазинов «Голованов и Ко». Все супермаркеты нашей компании будут иметь название «Мир еды», – продолжает г-жа Зайкова. – В наших планах на ближайшие пару лет – достаточно агрессивная политика развития. Мы рассчитываем, что нам удастся открыть по одному магазину в каждом районе Челябинска. Инвестиции в открытие одного супермаркета площадью от 300 до 600 квадратных метров – 10 миллионов рублей».
Директор по развитию сети гипермаркетов «Теорема» Алексей Шестаков считает, что рынок «магазинов возле дома» пока еще находится на стадии становления, однако потенциал у него очень большой. «До недавних пор челябинским операторам не имело смысла менять розничный формат: это требовало определенных затрат, но тратить деньги на то, в чем неизбалованный покупатель пока не нуждается, не было необходимости, – говорит г-н Шестаков. – Сейчас потребитель стал более требовательным: ему нужен высокий сервис обслуживания и более широкий ассортимент качественного товара. Неслучайно в последнее время сразу ряд сетей начали вносить изменения в формат своих супермаркетов или по крайней мере заявлять о планах по их переформатированию».
«Мы тоже меняем свой формат, и не исключено, что будет проведен полный рестайлинг сети, – подтвердила эту мысль директор по маркетингу торговой сети «Незабудка» Евгения Заварухина. – Но заявленная площадь магазинов «Мир еды» не позволяет говорить о том, что это будут супермаркеты. Хороших «магазинов у дома» в Челябинске недостаточно, эта ниша сегодня свободна. В связи с перспективностью формата шанс на успех у сети есть, но удастся ли г-ну Голованову этот шанс использовать, зависит от многих факторов».
Среди основных г-жа Заварухина называет удобное месторасположение торговых объектов. «Найти хорошее место под магазин сегодня непросто, – говорит она. – Кроме того, очень важно, сможет ли владелец магазина «Мир еды» по улице Тимирязева организовать работу во всех торговых точках под этим брендом по аналогии с первым магазином. У магазина по Тимирязева есть своя целевая аудитория, и к потребителям, годами посещающим «Мир еды», у персонала индивидуальное отношение. Трудно сказать, удастся ли г-ну Голованову создать во всех магазинах сети такую же атмосферу. К тому же, г-на Голованова как серьезного игрока на рынке ретейла я пока не воспринимаю. Владеть одним супермаркетом и быть владельцем целой сети – это разные вещи».
Директор компании «Академия сервиса» Александр Ширеков считает, что дефицит качественных торговых площадей – не единственная проблема, с которой придется столкнуться сети. «Г-н Голованов, конечно, сможет предложить покупателю широкий ассортимент. Другой вопрос, удастся ли поддерживать его на постоянной основе, – комментирует он. – Формат «магазин у дома» подразумевает постоянное наличие в магазине свежей продукции. Поддержка широкого ассортимента не в ущерб высокому качеству требует больших затрат, а в этом случае о сегменте «средний +» не может идти речи. Широкий ассортимент при доступных ценах невозможен, это экономическое чудо, в которое я не верю».
Алексей Шестаков предполагает, что заявление организаторов проекта «Мир еды» о широком ассортименте продукции – не что иное, как маркетинговый ход. «Это всего лишь игра цифрами. Относительные показатели в отрыве от абсолютных ни о чем не говорят, – считает представитель «Теоремы». – Если «Мир еды» обеспечит ассортимент в два раза шире, чем у «Пятерочки», где представлено в среднем 2-2,5 тысячи наименований продукции, это вполне реально. Но поддерживать ассортиментную политику на уровне «Патэрсона», ему вряд ли удастся».
По мнению г-на Шестакова, шансы на успех проект будет иметь лишь в том случае, если его организаторам удастся отладить систему пропорционального соотношения «ассортимент-качество-цена». «Формат «средний+» предполагает предоставление покупателям таких условий, ради они готовы специально ехать в магазин, работающий в данном формате, – говорит г-н Шестаков. – Пока «Мир еды» похвастаться этим не может. Да, это хороший супермаркет микрорайонного масштаба. Но не стоит забывать, Северо-запад достаточно насыщен магазинами возле дома, и «Миру еды» придется нелегко в этой конкурентной борьбе».
«Говорить об экономической эффективности нового проекта компании «Голованов и Ко» сложно, – добавил Александр Ширеков. – Сейчас модно создавать сети, вот и до г-на Голованова это веяние дошло, правда, с опозданием. Шансов занять на рынке место первого или второго лидера у «Мира еды» нет. Скорее всего, сети удастся завоевать незначительную долю рынка».
Фото: Фото Максима ВАЛОВА