В марте 2008 года, на конференции в Южно-Уральской торгово-промышленной палате уже обсуждался предстоящий кризис ликвидности, что за ним стоит, и каковы причины таких опасений. Практически все «сбылось». В условии нестабильности на мировых финансовых рынках рефинансировать накопленную задолженность (а всего российским компаниям удалось назанимать за рубежом астрономическую сумму в 500 млрд долларов) так же легко, как это делалось раньше, не удалось. Что же произошло? Куда пошли эти сумасшедшие деньги? ВВП в стране за время роста этого корпоративного долга вырос приблизительно на такую же сумму. Так где же эффект? На рубль внешнего долга – рубль роста ВВП – здесь экономического эффекта нет. На реальную производительность труда эти финансовые средства практически не повлияли, реальных структурных изменений в экономике не произошло. О текущей ситуации и перспективах экономического развития в целом и банковской сферы в частности рассказывает первый заместитель председателя правления ОАО «Челябинвестбанк» Алексей Люков.
Действенные меры
Сегодня государство через различные финансовые институты вынуждено решать проблемы многих российских компаний, предоставляя им займы для погашения внешней задолженности, предполагая сохранить независимость российской экономики, ее стратегических предприятий от посягательств внешних кредиторов. Так не лучше ли было сразу предоставлять соответствующие объемы этих средств в реальный сектор экономики, без посредников, контролируя экономический эффект и напрямую влияя на рост ВВП? А то ведь получилось так, что Россия использовала внешний мир как банк – направляла в него в виде резервов наши нефтегазовые сбережения, а брала назад частные либо квазигосударственные займы, работающие в нашей экономике, правда под гораздо большие проценты.
Сегодня правительство страны, власти субъектов федераций, в частности, Челябинской области, предпринимают меры по поддержке малого и среднего бизнеса, по созданию гарантийных фондов, по развитию внутриобластной кооперации, поиску новых рынков сбыта, по контролю за выполнением социальных обязательств, контролю за безработицей и многое другое. Все они востребованы обществом и очень нужны рынку. Эти меры помогают пережить непростое время, получить поддержку, финансовую стабильность. Но не более того. И если честно признать существующую ситуацию, то у нас сегодня очень мало шансов снизить зависимость нашей экономики от мировой сырьевой конъюнктуры. Мы вынуждены приспосабливаться к кризису и ждать благоприятных для себя мировых цен. Вряд ли время кризиса быстро сменится временем благополучия, но главное – извлечь уроки, научиться правильно и рационально мыслить, думать о завтрашнем дне, а не только о хлебе насущном. Иначе мы все с вами – заложники одной большой государственной программы: 7-8 лет копим, 1-2 года, и это в лучшем случае, тратим.
Часть мер государственной поддержки, повлиявших на улучшение ситуации в экономике, реализована Центральным Банком. А именно: произошло снижение норматива отчислений в Фонд обязательного резервирования, появилась возможность получения беззалоговых кредитов, заработали инструменты привлечения внутридневных, однодневных, ломбардных кредитов, заключаются операции РЕПО – все это позволило многим банкам без особых потерь пройти кризис ликвидности, четко выполняя свои обязательства перед клиентами.
Оценим риски
В структуре экономики Челябинской области доминирует промышленность, с преобладанием металлургии и машиностроения – тех отраслей, на которых кризис отразился сильнее всего. В первом квартале спад промышленности составил 28% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Промышленное производство в металлургии снизилось на 25%, в машиностроении – почти на 50%, в добыче полезных ископаемых – на 54% к аналогичному периоду прошлого года, в обрабатывающих производствах – на 67%, в строительстве – почти на 65% к соответствующему периоду прошлого года.
В условиях падения спроса, падения объемов производства, роста количества убыточных предприятий, снижения рыночной стоимости основных фондов, отсутствия «длинных» денег, роста просроченной задолженности, банки Челябинской области продолжают кредитовать реальный сектор. В первом квартале банками выдано кредитов свыше 28,9 млрд руб. Региональными банками предоставлено кредитов на 12 млрд руб, а филиалами инорегиональных, в том числе Челябинским отделением Сбербанка – 16,9 млрд руб. При этом банки особенно не наращивают кредитные портфели, а где-то и понижают объем общей ссудной задолженности. Основная причина – возрастающие риски и сужение круга платежеспособных заемщиков. Растет доля реструктурированной задолженности, что в свою очередь требует доформирования резервов на возможные потери. Сегодня способность банков создавать адекватные резервы по ссудам как за счет прибыли, так и за счет капитала, без нарушения норматива его достаточности, вообще многими экспертами ставится под сомнение. А при такой ситуации попытки давления на банки с требованиями увеличения объемов кредитования может привести к негативным последствиям. Ведь предоставляя кредиты, банки распоряжаются счетами клиентов и вкладчиков. В текущих условиях банки не хотят брать на себя повышенные риски, что вполне объяснимо. Первоначально должно произойти улучшение экономической ситуации, должен восстановиться платежеспособный спрос, вторично – рост кредитной массы. Иначе кредиты могут пойти на производство продукции на склад, на «увеличение» объема просроченной задолженности. Нужен здоровый спрос, в том числе глобальный, а затем для удовлетворения этого спроса – оборотные средства. Очевидно, что экономика находится сегодня в таком состоянии не из-за нехватки кредитов, а в первую очередь, из-за уменьшения спроса и, соответственно, объемов производства.
Найдем возможности
В конце 2008 – начале 2009 годов в Челябинской области были закрыты филиалы семи инорегиональных банков. На этом фоне очень позитивно выглядят итоги и перспективы некоторых челябинских банков по расширению количества допофисов. Например, Челябинвестбанк обслуживает клиентов в 73 офисах, и до конца 2009 года планируется открыть еще не менее восьми. По итогам за 2008 год Челябинвестбанк с 70-ю офисами уже находился на 51-м месте по количеству офисов среди тысячи российских банков, а среди региональных банков по размеру сети – на первом месте.
Ресурсы банковского сектора области за первый квартал 2009 года уменьшились на 5% (за 1 кв. 2008 года был рост на 28%). Однако доля ресурсов региональных банков за первый квартал повысилась с 54% до 59%. Основной составляющей ресурсной базы банковского сектора области остаются вклады физических лиц. Доля вкладов региональных банков в банковском секторе повысилась в первом квартале с 40% до 41%. Ссудная задолженность банковского сектора области снизилась на 5,9%, при этом сумма кредитов, выданных региональными банками области за 1 квартал, осталась без изменения, и составляет 61,2 млрд руб.
Несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике, 10 региональных банков завершили первый квартал с прибылью. Ее совокупная величина по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизилась в 2,8 раза и на 1 апреля 2009 года составила 200 млн руб.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что банковский сектор области сохранен и продолжает функционировать относительно стабильно, хотя процессы оптимизации все же происходят.
Ловить вторую волну?
Предсказывать будущее сегодня было бы слишком смело. Эксперты предсказывают стабильность рубля на ближайшие 3-4 месяца. Что будет дальше, точно не знает никто. Восстановление глобального спроса пока не предвидится, и ценовая политика на сырьевые товары строится на прогнозах, спекуляциях и текущих запасах сырья в странах-импортерах.
Цена на нефть непредсказуема. Кто-то из политиков сказал «Если хотите навредить своей профессиональной репутации – начните предсказывать цены на нефть». Сегодня стабилизация ситуации на глобальных рынках и рост цен на нефть способствуют укреплению рубля. Идет медленный возврат иностранных инвесторов, растут фондовые рынки. И очень хочется, чтобы это все не превратилось в пружину, которая может привести к очередной сильной коррекции. Сегодня стране нужна стабильная финансовая ситуация, которая должна вернуть рынку доверие субъектов экономики, инвесторов и граждан.
Что делать дальше
Если перейти к выводам и сформулировать пожелания, то хочется остановиться на нескольких моментах.
Инструменты поддержки Банка России и правительства должны быть легко реализуемы. Они не должны превращаться в PR-акции членов правительства и представителей Госдумы, в бумажную поддержку, отягощенную нереальными или трудноисполнимыми правилами. И направлять их надо на поддержку всей банковской системы, а не отдельных ее участников, иначе создаются условия для недобросовестной конкуренции со стороны крупных банков.
Банки, чтобы получить помощь государства (субординированные кредиты), должны иметь капитал не менее 3,5 млрд руб. Таким критериям соответствуют только несколько десятков российских банков. Ранее претендовать на получение средств господдержки мог любой банк. Планку в 3,5 млрд руб. необходимо снизить как минимум в два раза.
В СМИ достаточно давно обсуждается тема укрупнения банковской системы. Это вполне приемлемый вариант развития событий в будущем, но происходить он должен на рыночной, добровольной основе, а не с подачи законодателей или отдельных крупных банков. Почему мы так боимся монополизма в сфере бизнеса и не боимся в сфере банковской? Представьте ситуацию: в стране всего несколько банков. Сколько будет стоить РКО, какие будут ставки по кредитам? Уже сегодня мы стали получать ответы на эти вопросы от крупнейших банков и банков с государственным участием.
Развязать проблему с рисками и оживить кредитование может механизм предоставления госгарантий под займы системообразующих предприятий. В текущем году на эти цели выделяется 300 млрд руб, объем выданных кредитов под данные гарантии, по оценкам председателя Банка России С. Игнатьева, может составить около 500 млрд руб. Надо быстрее запускать механизм госгарантий, о котором говорят уже как минимум полгода.
Необходимо насыщать экономику «длинными» по сроку деньгами, создавать систему формирования долгосрочных ресурсов за счет предоставления налоговых преференций, различать природу денежных средств, напрямую инициирующих потребление, и денежных средств, направляемых на кредитование промышленности с целью модернизации, повышения производительности труда и так далее. Очевидно, что недостаток денег в реальном секторе экономике, особенно длинных по сроку (5-10 лет), в российских условиях деятельности, в условиях ненасыщенного рынка, в итоге ведет к снижению темпов экономического роста, а не к замедлению роста цен. И делать это надо в том числе через профессиональных операторов – банковский сектор страны. При этом выделяемые средства должны носить строго целевой и возвратный характер. А главной задачей государства должно стать формирование экономической и налоговой политики, контроль эффективности вложения средств, определение приоритетов и задач при их размещении.