Челябинскую область можно назвать родоначальницей крупномасштабного российского проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». Именно на Южном Урале в мае 2005 года экс-президент России Владимир Путин дал старт созданию новой минерально-сырьевой базы уральской промышленности на Полярном и Приполярном Урале. В одноименной корпорации говорят, что сейчас проект не только работает на модернизацию экономики страны, но и является одной из антикризисных мер. В интервью сайту Chel.ru первый заместитель генерального директора корпорации «Урал Промышленный – Урал Полярный» (УП-УП) Рашид Саитов оценил вклад Челябинской области в реализацию проекта, объяснил, чего хотят от корпорации инвесторы из стран Ближнего Востока, и рассказал, на какую выгоду стоит рассчитывать уральским регионам.
УП-УП стал реальностью
– Рашид Азгарович, с момента старта проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» прошло уже пять лет. На какой стадии в настоящее время находится его реализация?
– За это время проект из идеи превратился в экономическую и управленческую реальность. Были проведены необходимые работы, подготовлена и утверждена проектно-сметная документация по основным направлениям. А это и железные дороги, и объекты энергетики, и добывающие предприятия. На сегодняшний день реализация проекта вступила в стадию реального исполнения. Ведутся подготовительные работы по строительству железной дороги на Ямале, начато возведение объектов энергетического комплекса. Это целая серия электростанций. Их будет восемь на территории всего Уральского федерального округа. Активно ведутся геолого-разведочные работы на наших лицензионных участках.
– Какова цель всех этих мероприятий?
– Напомню, сам по себе проект был инициирован главами северных территорий УрФО и покойным ныне полпредом Петром Латышевым. Его активно поддержал Владимир Путин. Целью проекта является развитие общей сырьевой базы УрФО. Выполнение этой задачи должно было дать толчок развитию и диверсификации промышленных производств на Урале, в первую очередь, в Свердловской и Челябинской областях как в самых крупных и развитых регионах округа. Но для этого необходимо создать транспортную инфраструктуру, которой в настоящее время недостаточно. Сегодня над этими направлениями мы и работаем.
– А каким образом проект работает на решение общегосударственной задачи модернизации экономики страны?
– Работает на 100 процентов, так как проект изначально является модернизационным. Объясню, почему. Во-первых, мы уходим от сырьевой зависимости, разрабатывая собственные колоссальные природные запасы, которые имеются на Приполярном Урале, Ямале, в Ханты-Мансийском округе. Это позволит в перспективе обеспечить наши предприятия углем, бокситами и другими ресурсами, востребованными металлургической промышленностью Урала. Кроме того, проект защитит интересы отечественного товаропроизводителя. В свою очередь, снижение себестоимости даст возможность использовать финансовые ресурсы предприятий для перепрофилирования, развития и модернизации. В этом проявляется так называемый кумулятивный эффект. И, наконец, никакое развитие экономики, а модернизация – это и есть развитие, невозможно без эффективной транспортно-логистической инфраструктуры. Поэтому строительство комплекса железных дорог, автомобильных дорог, трубопроводов сейчас наша главная задача.
От Ямала до Казахстана
– Какие промышленные объекты планируется запустить в рамках реализации проекта?
– В качестве примера можно привести завод «Тобольск-Полимер». Недавно в Тюменской области были достигнуты все договоренности, и уже началась подготовка к строительству. Это предприятие будет производить уникальную полимерную продукцию. Кроме того, совместно с Челябинским электрометаллургическим комбинатом корпорация готовится к началу строительства горно-обогатительного предприятия на Ямале – в рамках разработки недр Ямало-Ненецкого автономного округа. Ну и целая серия производств будет реализована в рамках добывающего и электроэнергетического блоков.
– А что делается по объектам инфраструктуры?
– До 2015 года планируется построить две базовых дороги. Первая: Салехард-Надым, длиной в 300 с небольшим километров, сегодня находится в стадии начала строительства. Она будет пролегать по территории ЯНАО и дублировать северный морской путь. Базовая для проекта дорога – от станции Обская на Ямале до станции Полуночная в Свердловской области – свяжет север и юг Уральского округа, выходя на границы с Казахстаном. Будет сооружено и несколько автомобильных дорог, которые соединят южные территории с северными. Кроме того, будет построено два мостовых перехода, очень важных для транспортников и дорожников. Эти объекты мы будем строить в условиях вечной мерзлоты с возможностью как автомобильного, так и железнодорожного движения. Аналогов таким сооружениям в мире очень мало. Сложная география северных территорий такова, что без мостовых переходов через реки, в данном случае через Обь и Надым, не обойтись. Поэтому железная дорога Салехард-Надым будет включать в себя два таких перехода.
– С какими трудностями вы сталкиваетесь – экономическими, климатическими или, может быть, с влиянием человеческого фактора?
– В настоящее время главная сложность заключается в том, чтобы согласовать интересы всех заинтересованных структур. Речь идет о самой корпорации, Газпроме, РЖД и целом ряде ведомств. Дело в том, что по северной территории, где будет построена упомянутая выше дорога, проходят уже построенные участки трасс. Одни из них принадлежат Газпрому, другие – РЖД. Мы завершаем процесс переговоров о состыковке всех этих участков для получения единого транспортно-логистического комплекса – северного широтного хода. Эта работа, я думаю, будет завершена в сентябре. Процесс же привлечения инвестиций в проект двигается позитивно. На сегодняшний день корпорация имеет соглашения о предоставлении нескольких кредитных линий. Нашими партнерами выступают крупнейшие банковские структуры России, а также несколько крупных иностранных финансовых компаний.
– Какова конечная стоимость всего проекта?
В целом, она оценивается в сумму примерно 800 миллиардов рублей.
Инвесторы с инновациями
– Расскажите, какое место «УП-УП» уделяет инновациям? Предлагают ли вам участники и партнеры корпорации уникальные технологии или методы работы?
– «Урал Промышленный – Урал Полярный» в целом является инновационным проектом. По всем направлениям его реализации – при строительстве железных дорог, возведении объектов энергетики, в сфере недропользования и геолого-разведочных работ используются самые современные технологии. С другой стороны, партнеры, которые работают с нами, как правило, тоже предлагают интересные экономические и технологические варианты решения тех или иных задач. Например, не так давно было заключено соглашение с крупной британской компанией «Тенсар». Она производит так называемую георешетку под основу для строительства любых дорог, как автомобильных, так и железнодорожных. Эта компания готова предложить нам технологии и создать здесь, в России, соответствующее производство на базе уральских предприятий. Такой проект позволит значительно сократить расходы на строительство железных дорог и обеспечит их соответствующее качество. Подобных примеров много.
– А есть ли среди них российские?
– Абсолютное большинство наших компаний-партнеров – российские предприятия, в первую очередь, расположенные на территории УрФО. В пример можно привести геолого-разведочные производства в Свердловской, Тюменской областях и на севере округа. Благодаря новым технологиям, которые применяются здесь, «Урал Промышленный – Урал Полярный» значительно удешевил и повысил себестоимость геолого-разведочной деятельности на северных территориях.
Желанные гиганты
– В 2008 году Челябинская область стала акционером корпорации, приобретя акции на 200 миллионов рублей. В начале 2010 года область собиралась увеличить эту долю и докупить акций еще на 30 миллионов рублей. Как руководство корпорации оценивает инвестиционные намерения Южного Урала?
– Позиция губернатора Челябинской области Михаила Юревича заключается в реальном подходе к бюджетному процессу. Он не так давно объявил о том, что область продолжает участвовать в реализации проекта, но пока не будет увеличивать свою долю с учетом текущей бюджетной составляющей. Это право и ответственность губернатора, которые заключается в том, чтобы обеспечить стабильность финансово-бюджетной сферы своего региона. В настоящее время Южный Урал активно сотрудничает с корпорацией при реализации проекта. Флагманом в этом смысле является ЧЭМК, который недавно приобрел значительную долю в одном из дочерних предприятий корпорации, которое ведет добывающие работы на севере ЯНАО.
Также мы сотрудничаем и ведем переговоры с целым рядом машиностроительных предприятий Челябинской области и иными структурами, которые заинтересованы в реализации проекта. В первую очередь, в получении со стороны корпорации заказов на те или иные виды работ. Речь идет, как я уже упоминал, о возведении мостовых переходов, железнодорожном полотне, материалах, сопутствующих железнодорожному и иному строительству, о геологоразведке. Более десятка компаний участвуют с нами в переговорном процессе. Подчеркну, что для нас самым важным является вопрос качества продукции, требуемой для строительных работ: тяжелой техники, комплектующих материалов, как говорится, начиная с гвоздей и заканчивая шпалами и рельсовым покрытием.
– Какие еще предприятия Челябинской области корпорация бы хотела видеть в качестве своих партнеров?
– Если говорить о крупных предприятиях региона, изначально речь шла о вашем гиганте – Магнитогорском металлургическом комбинате. Мы уверены, что рано или поздно ММК примет участие в реализации проекта. В перспективе в УП-УП могут быть заинтересованы не только в Магнитогорске, но и на УГМК, и на других металлургических предприятиях, которые занимаются как черной, так и цветной металлургией и нуждаются в получении сырья. Правда, и сырье должно обладать определенными качествами, соответствовать требованиям, предусмотренным технологическим циклом этих предприятий. Поэтому в первую очередь разговор идет о качестве предоставляемого угля, бокситов и так далее.
– Насколько весом вклад Челябинской области по сравнению с другими членами корпорации?
– Если брать финансово-бюджетную составляющую, то, безусловно, львиную долю занимают вложения трех северных территорий: Ямала, ХМАО-Югры и Тюмени. Если смотреть по общеэкономическому потенциалу и востребованности, то Челябинская область, наряду со Свердловской, будет лидером с точки зрения и поставок оборудования и в потреблении конечного продукта. А им станут как полезные ископаемые, так и возможности возводимой транспортной инфраструктуры. В результате эффект, который получит и Челябинская, и Свердловская области, трудно переоценить.
Сервисный центр займется качеством
– По инициативе правительства Челябинской области для координации участия в проекте был создан «Многофункциональный сервисный центр предприятий Челябинской области». Как вы оцениваете деятельность этой структуры?
– Насколько я понимаю, речь идет о созданном в 2008 году сервисном центре. Он появился как базовая площадка для доведения тяжелой техники до объектов строительства, чтобы были использованы все возможности машиностроительных предприятий области. Эта работа активно велась в 2008-м и начале 2009 года, но сейчас она несколько приторможена. Причины в том, что и структура корпорации, и ее тактические задачи претерпели некоторые изменения. Они касались технологической части строительства железной дороги. А когда создавался сервисный центр, в его задачи входило именно обеспечение работ по строительству железных дорог и разработки ископаемых в ЯНАО. С началом строительства возможности сервисного центра будут использованы.
– Но зачем нужна такая организация, не проще ли работать с каждым предприятием напрямую?
– Несомненно, когда существует координационный центр, работа становится более эффективной. Руководство корпорации всегда подчеркивает, что требования, предъявляемые к партнерам по качеству исполняемых работ и техники, будут очень высокими. Недаром наш проект в прессе часто называют «мегапроектом». С другой стороны, реализация его будет проходить в очень непростых климатических и географических условиях. Поэтому при заключении контрактов на поставку того или иного оборудования будут проводиться серьезные экспертизы. Это станет одной из функций сервисного центра.
Счастливое число 6
– Кто еще является акционером корпорации?
– В число акционеров входит четыре субъекта Российской Федерации. Это Ямал, ХМАО-Югра, Тюменская и Челябинская области. Сейчас завершается вопрос о вхождении в корпорацию Свердловской области. Ведутся переговоры и с руководством Курганской области. Мы ожидаем, что к концу года акционерами корпорации будут все шесть субъектов федерации Уральского федерального округа. В дальнейшем число акционеров может быть расширено. Ими могут быть и крупные компании, и иные структуры в соответствии с законом об акционерных обществах, ведь корпорация является открытым акционерным обществом, и доступ к нему открыт.
– Ранее в СМИ проходила информация о том, что губернаторы областей УрФО задумались о сокращении бюджетных вливаний в проект УП-УП, а то и об отказе участия в проекте. Что происходит в действительности?
– Ни о каких отказах или сокращениях участия в проекте речи не идет. Со Свердловской областью никаких изменений и корректировок планов по сотрудничеству не было и нет. Объявлена допэмиссия на 100 миллионов рублей. Это сумма, на которую Свердловская область получит акции. Северные территории тоже выполняют обязательства по бюджету этого года. Другое дело, что для любого субъекта федерации речь должна идти об эффективности вкладывания бюджетных средств. Поэтому губернатор каждого региона определяет для себя приоритетные точки реализации проекта. К примеру, для Ямала такими точками являются дорога Салехард–Надым и возведение ряда энергетических объектов. Для ХМАО – строительство электростанций и разработка комплекса полезных ископаемых. А для Челябинской и Свердловской областей реализация проекта – потенциальный и системный рынок сбыта продукции, выпускаемой машиностроительными и металлургическими предприятиями. Соответственно и тактика каждого из губернаторов различается.
– Когда и на какие доходы могут рассчитывать акционеры и инвесторы корпорации?
– Это сложный вопрос. Выгоду можно получить сейчас, положив один доллар. А можно обеспечить условия для того, чтобы завтра в кармане оказалась тысяча долларов. В нашем случае речь идет о втором варианте. На сегодняшний день участники проекта и партнеры сделали все для его реализации, выполнения цели любого акционерного общества – получения прибыли. Первые дивиденды ОАО «Корпорация УП-УП» выплатит в соответствии с законом по итогам 2010 года. Об их объемах пока говорить рано.
– Как кризис повлиял на темпы реализации проекта?
– В 2009-м году была задержка, в том числе по вопросам, связанных с определением источников финансирования. В настоящее время эти вопросы решены, а реализация проекта становится скорее антикризисной мерой и по занятости населения, и по созданию социальной инфраструктуры. На сотрудничество корпорации с субъектами РФ экономический кризис не повлиял.
О принцах и заморских интересах
– Полгода назад было заявлено об интересе саудовского принца к участию в проекте «Урал Промышленный – Урал Полярный». Во что вылилось это «любопытство»?
– Речь шла не столько об интересе саудовского принца, сколько вообще об интересах ближневосточных инвесторов. Они создали фонд, который возглавил этот принц, чтобы оценить ситуацию. На сегодня работа приобрела более широкий и системный характер. В конце октября планируется большая презентационная поездка в Катар представителей всех шести субъектов федерации, где будет представлен не только проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», но и другие крупные инвестиционные проекты, в том числе и связанные с поставками машиностроительного оборудования. Государства залива – это страны, где добывается нефть и есть потребность в технологиях. Сейчас определяется состав делегации от каждого региона. Естественно, что задействованы и челябинские ведущие предприятия.
– Кто еще из иностранных инвесторов проявил интерес к проекту?
– У нас существуют протоколы с компаниями, работающими в Швейцарии, Чехии, Англии. Переговоры ведутся с компаниями из других регионов Евросоюза. Большой интерес проявляют инвесторы из Китая, США. Инвесторов привлекает участие в масштабном строительстве железной дороги, освоении природных ресурсов, возведении объектов энергетики. Это действительно интересный проект с точки зрения долгосрочного вкладывания денежных средств, и, соответственно, окупаемости.