Мы живем в эпоху потребления, и продуктовое изобилие в магазинах радует глаз и тешит душу. Впрочем, в последние годы покупатель стал более разборчивым и придирчивым к качеству того, за что он платит деньги. Например, мы не просто покупаем красивые упаковки с надписью «масло», но и обращаем внимание на торговую марку, смотрим вес пачки и состав продукта. В общем, пытаемся подходить к процессу покупки более-менее обдуманно.
Как сориентироваться в «масляном» разнообразии, чем отличается масло от спреда, какая информация должна размещаться на упаковке масло-жировой продукции, с чего начиналась компания «Косов» и почему ее основатель сделал ставку на семейный бизнес? Об этом и многом другом мы беседуем с владельцем предприятия «Косов» Сергеем Косовым.
– Сергей Юрьевич, продукты, выпускаемые вашим предприятием, «носят» вашу фамилию. Это довольно смелое решение.
– А вы задумайтесь, во всём мире семейный бизнес, передаваемый из поколения в поколение, – основа экономики. Семейные мини-пекарни, колбасные цеха, имя производителя часто указывается на сырах, конфетах, винах. Когда люди делают что-то с расчетом на будущее – это правильное решение. В ситуации, когда производитель задумывается не только о сегодняшней выгоде, он начинает играть совсем по другим правилам. Я тоже хочу сделать задел на долгие годы, осознаю всю ответственность и стремлюсь создать такой бизнес, за который не будет стыдно ни мне, ни моей семье.
– Можно ли назвать ваш бизнес семейным – в компании есть ещё сотрудники по фамилии Косов?
– Да. Я больше занимаюсь производством и развитием бренда, а мой брат Евгений – дистрибуцией. У него в этой области десятилетний успешный опыт, поэтому он и «рулит» торговлей.
– Пути прихода к управлению нынешних бизнесменов разнообразны. Одни начинали с приватизации уже созданных предприятий, другие – с лотка, а кто и с криминала. Интересно узнать историю создания компании «Косов».
– Не покривлю душой, если скажу, что начинал с нуля. Занимался мелкооптовой торговлей на площади Революции. И, кстати, не считаю зазорным то, что пришлось более десяти лет строить бизнес «по кирпичику». Помню, как радовался, когда вместе с родителями купил первую «газель», чтобы развозить товар и торговать.
Сергей Косов родился 11 сентября 1977 года. Окончил ЮурГУ по специальности «юриспруденция» и Академию народного хозяйства и государственной службы при правительстве РФ по специальности «менеджмент».Собственный бизнес открыл в 1995 году.С 2003 года выпускаются продукты под торговой маркой «Косов». Холост. Хобби – путешествия, спортзал, сноуборд.
– Такие продукты, как масло и маргарин, в нашей стране всегда пользовались устойчивым спросом. А во времена дефицита и галопирующей инфляции, наверное, вообще были нарасхват...
– В советские времена много есть сливочного масла было вообще не положено (Улыбается.), хотя этот продукт активно экспортировался за рубеж. Поэтому наши хозяйки его экономили – масло добавляли только в пюре, детские каши, намазывали на бутерброды. Было время, когда этот продукт совсем пропал с полок магазинов, и люди готовы были купить его за любые деньги. Потом проблему дефицита решили заменой масла на «тот самый» спред в красивой упаковке с надписью «масло финское». Улыбающиеся домохозяки нахваливали его в рекламных роликах, и ела страна этот маргарин с радостью. То ли люди забыли натуральный вкус масла, то ли в голодные девяностые радовались еде как процессу... Видимо, сидит в нас где-то на генетическом уровне страх «пустых полок».
– Сергей Юрьевич, почему вы сделали ставку не на торговую деятельность, а на производство масла?
Когда торгуешь несколько лет каким-то продуктом, начинаешь понимать спрос на него, разбираться в качестве, особенностях хранения, доставки. И постепенно приходишь к мысли о выпуске «своего» продукта. Мне кажется, что многие бизнесы возникали именно так – сегодняшние производители выросли из бывших продавцов. По крайней мере это приносит результат – развивать успешно можно только тот продукт, в котором разбираешься.
– Какой продукт может с полным правом называться сливочным маслом?
– Именоваться маслом имеет право только продукт, сделанный из сбитых пастеризованных сливок. Содержание жира в нём варьируется от 72,5 до 82,5%. Если в состав продукта добавляется растительный жир, то это спред, маргарин или, например, кулинарный жир.
Что именно выпускается сейчас под маркой «Косов»?
– Разнообразная продукция – и масло, и маргарин, и спред. Моя принципиальная позиция – честно обозначать категорию продукта на упаковке. Если мы выпускаем масло и пишем на упаковке ГОСТ, то, будьте уверены, этот продукт соответствует требованиям ГОСТ на 100%. Если маргарин, то на упаковке так и написано. Это разные продукты по составу, и используются они для разных целей.
– Тогда подскажите как профессионал, по каким признакам выбирать сливочное масло?
Во-первых, руководствоваться здравым смыслом: не может ГОСТовское масло стоить на уровне маргарина. Его сырьевая себестоимость достаточно высока. Во-вторых, ни в коем случае не рекомендую брать «безымянные» продукты. Включите элементарную логику – если производитель скрывает бренд, значит, с этим продуктом что-то не так. Любой посторонний привкус, запах, отличный от вкуса и запаха молока – уже повод не употреблять продукт в пищу. Ещё обратите внимание на такой момент: если брусок масла положить в тепло, то даже через несколько часов он не потеряет форму. А если продукт расплылся по тарелке, значит, увы, в нем есть «лишние» добавки...
– Сейчас очень много шумихи вокруг спредов. Чем этот продукт отличается от масла?
– На самом деле число людей, предпочитающих спреды, растёт постоянно. И вот почему: по вкусу спред близок к маслу, но в нём содержание холестерина минимально. Однако активному человеку, который испытывает физические нагрузки, лучше всего выбирать сливочное масло. Оно же отлично подойдет и детям – растущему организму нужны жиры животного происхождения. Людям же, у которых есть проблемы со здоровьем, например, повышенный холестерин, лучше приобретать спреды. Главное, чтобы покупатель выбирал продукты осознанно и получал полную информацию для этого. Поэтому стоит внимательно изучать все надписи на упаковке – добросовестный производитель обязательно указывает состав и правильное название продукта.
– Что вам помогло вырасти из «лоточника» в управленца большой компании?
– Кроме банального, «просто много работать», скажу, что приходится очень много учиться, буквально хватать знания. В своё время у моего поколения не было возможности получить высшее образование по менеджменту, поэтому учились на своих ошибках. Чтобы вникнуть в экономику, в секреты управления персоналом, в маркетинг, рекламу, получил диплом MBA. И сделал я это не для того, чтобы повесить диплом на стенку и любоваться. Просто на определённом этапе не знал, как двигаться дальше. А во время обучения не только получаешь реальные инструменты для ведения бизнеса, но и обмениваешься опытом с коллегами. Все это даёт толчок к новым мыслям и планам.
– Кстати, Сергей Юрьевич, поделитесь вашими ближайшими планами.
– Масло «Косов» сейчас активно продаётся не только в нашем регионе. В прошлом году мы сделали пробную поставку в Казахстан, там нашу продукцию оценили, и теперь туда поставляется достаточно большие партии. На север, в южный регион, даже в Калининград возим продукцию ТМ «Косов». Потребителям в разных регионах страны нравится наш продукт, поэтому планируем активно расширять географию поставок. В общем, работаем, развиваем продукт и торговую марку. Мы дорожим доверием покупателей и будем делать все, чтобы наша продукция соответствовала самым высоким стандартам качества.
ООО «КОСОВСКИЙ МАСЛОЗАВОД»
454038, Россия, Челябинск, ул. Хлебозаводская, 3;
Телефон: (351) 771-50-60, 771-50-77, 771-50-77;
Факс: (351) 771-51-19.
E-mail: mail@kosov74.ru
Кosovmz.ru