Скандально известного банкира Матвея Урина вновь ждет скамья подсудимого. В отношении бывшего собственника челябинского «Монетного дома» и других банков, разорившихся в конце 2010 года, завершено расследование второго уголовного дела. Финансист уже осужден за избиение иностранного гражданина, бывшего топ-менеджера «Стройтрансгаза» Йоста Фаассена. Теперь Матвею Урину предстоит заслушать обвинение в махинациях с вкладами граждан, которые доверили ему более 15 млрд рублей.
Главное следственное управление ГУ МВД России по Москве отправило на утверждение в Генпрокуратуру очередное уголовное дело в отношении банкира Матвея Урина по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса России «Мошенничество, совершенное организованной группой лиц с причинением ущерба в особо крупном размере». В настоящее время предварительное расследование уголовного дела окончено, в ближайшее время финансист предстанет перед судом. К ответственности могут быть привлечены четыре человека, которым, в случае обвинительного приговора, грозит до 10 лет лишения свободы и крупные денежные штрафы.
По версии следствия, Матвей Урин получил контроль сразу над несколькими крупными банками, среди которых – челябинский банк «Монетный дом», московские «Славянский банк» и «Традо-Банк», екатеринбургский «Уралфинпромбанк» и ростовский «Донбанк». Для быстрого получения денежных средств Урин распорядился резко увеличить депозитные ставки и провести активную рекламную кампанию.
В результате за короткий срок денежные сбережения россиян оказались на банковских счетах, подконтрольных Матвею Урину. К примеру, в печально известном «Монетном доме» договоры на банковское обслуживание заключили более 100 тысяч южноуральцев. Полученными деньгами злоумышленники распорядились по-хитрому: создали в финансовой отчетности видимость приобретения высоколиквидных ценных бумаг крупных российских предприятий, как правило, представляющих популярную нефтегазовую отрасль. В схеме прокручивания денежных средств вкладчиков активно работал фиктивный депозитарий «Финансовая компания «Эдвэнтис Капитал», который и принимал деньги в обмен на выписки о якобы зачислении на счета банков купленных ценных бумагах.
Как выяснилось позже, фирма была зарегистрирована на подставное лицо и предоставляла в контролирующие органы «нулевые» отчеты. Естественно, депозитарий-«пустышка» был полностью подконтролен Урину и его сообщникам. На самом деле в распоряжении финансиста никаких ценных бумаг не было. А вновь поступающие средства вкладчиков транзитом незамедлительно переводились в на иные, специально подготовленные счета, после чего успешно обналичивались. В следственных органах отмечают, что за счет полученных с клиентов денег Урин рассчитался по сделкам купли-продажи контрольных пакетов акций банков с предыдущими владельцами, а оставшиеся деньги просто украл.
В общей сложности вкладчики, доверившие свои сбережения группе банкиров под руководством Матвея Урина, потеряли более 15 млрд рублей. Часть средств гражданам (не более 700 тыс. рублей) в установленном законом порядке возместило Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
«За выплатой страхового возмещения обратилось более 28 тысяч вкладчиков «Монетного дома», которым выплачено более пяти миллиардов рублей, – говорит руководитель представительства Агентства по страхованию вкладов в Уральском округе Андрей Сергеев. – Всего от суммы, которую агентство должно возместить вкладчикам в виде страховки, на сегодня выплачено более 99,5%. Остальные – деньги тех, кто не явился за получением страховки, но вкладчики могут обратиться за ней в течение всего периода ликвидации банка, и мы будем рады выплатить им деньги».
Одним из банков-агентов, осуществляющих выплаты страхового возмещения вкладчикам обанкротившегося «Монетного дома», стал банк ВТБ24. По словам пресс-секретаря ВТБ24 по Уральскому и Приволжскому федеральным округам Андрея Бочарова, за I полугодие 2011 года около 35% средств вкладчики «Монетного дома» предпочли разместить в депозитах ВТБ24. Так, в Челябинске вкладчики банка-банкрота разместили во вкладах ВТБ24 около 500 млн рублей, в целом по УрФО – около 750 млн рублей.