Специалисты Троицкого дизельного завода даже с помощью судебных приставов не могут взыскать с работодателя долгов по зарплате. Сегодня, 4 сентября, об этом они рассказали челябинским журналистам. Общая задолженность работодателя составляет, по данным рабочих, около шести миллионов рублей. Между тем разобраться, какое именно юридическое лицо должно ответить за скопившиеся долги, в настоящее время сложно. Слишком часто менялись как названия, так и адреса. В то же время на базе самого завода планируется создать новое производство – «Троицкие ферросплавы». Эту идею ранее озвучивал южноуральский бизнесмен Дмитрий Черкасов.
Чехарда с долгами на Троицком дизельном заводе длится на протяжении нескольких лет. Как ранее писал Chel.ru, еще в мае 2011 года прокуратура Троицка обратилась в городской суд с иском к ООО «ПКО «Троицкий дизельный завод»», требуя признать трудовыми долги предприятия перед рабочими. Претензии к Троицкому дизельному были и у энергетиков, долг перед которыми составлял около 10 миллионов рублей. Тогда совладелец имущества обанкротившегося завода Дмитрий Черкасов парировал все обвинения и предлагал дождаться решения суда.
Между тем для самих рабочих Троицкого дизельного завода и после решения суда ситуация не изменилась. Сегодня, 4 сентября, бывший начальник литейного цеха ООО «ПКО «Троицкий дизельный завод» Сергей Копытов рассказал всю длинную долговую историю предприятия журналистам. Отметим, что ранее она была изложена в письме, отправленном на имя тогда еще председателя правительства РФ Владимира Путина. ООО «ПКО «ТДЗ» функционировало на базе ОАО «Троицкий дизельный завод». Последний входил в состав холдинга южноуральского бизнесмена Дмитрия Черкасова. В 2009 году ОАО «ТДЗ» было признано банкротом и переименовано в ООО «ПО «ТДЗ».
Уже тогда, по словам сотрудников завода, работодатель перестал выплачивать заработную плату. Защищая свои интересы, рабочие обратились в троицкую прокуратуру. А в мае 2010 года было организовано новое юрлицо – ООО «ПКО «ТДЗ». Рабочим было дано обещание погасить долги. Частично оно выполнено. Правда, почти все подразделения предприятия были переведены на работу по договорам подряда. «С августа 2010 года оплату труда стали делить на базовую и управленческую, – вспоминает Сергей Копытов. – В некоторых подразделениях управленческую часть перестали платить с августа, в некоторых – с сентября. В результате общая задолженность по оплате труда с августа 2010-го по февраль 2011 года составила около шести миллионов рублей».
В августе 2011 года рабочие обратились в Троицкий городской суд, который вынес решение в пользу истцов. Позже, в октябре 2011 года, рабочие отстояли свои права и в кассационной инстанции. «Но пока мы эти права отстаивали, собственник сменил название предприятия на ООО «Росмашэкспорт» и юридический адрес, – добавил Сергей Копытов. – Перевел его в Удмуртию». Туда отправился и исполнительный лист. Недавно судебные приставы Удмуртии прислали очередной ответ, что данного юрлица по указанному адресу нет, поэтому взыскать с него долги не представляется возможным. Рабочие литейного цеха между тем отмечают, что только по их подразделению долги по зарплате составляют около 800 тысяч рублей, а общая задолженности насчитывает почти 6,5 миллионов рублей.
Корреспонденту Chel.ru удалось получить комментарий со слов экс-гендиректора ООО «ПКО «ТДЗ» Николая Бородина. По его словам, в период, когда предприятие «реально работало, производило продукцию, вся зарплата была начислена и полностью выплачена». «Но, памятуя отрицательный опыт прошлых арендаторов, все люди были приняты по договорам подряда, – уточнил он. – Сейчас они эти отношения трактуют как трудовые и просят выплатить зарплату за период, когда производственная деятельность уже не велась. По каким-то категориям суд признал эти отношения трудовыми, по каким-то нет».
В свою очередь, оставшиеся без работы и зарплаты рабочие готовы опустить руки. «Удивляет, что мэр города никак не хочет разобраться с ситуацией, – добавляет мастер литейного цеха ООО «ПКО «ТДЗ» Николай Анохин. – На эту пресс-конференцию мы хотели пригласить кого-либо из администрации Троицкого городского округа, но нам заявили, что никто данным вопросом не занимается. А ведь мы писали письма и губернатору, и руководителям всех партий...»
Независимый эксперт, адвокат коллегии адвокатов №1 г. Челябинска Вячеслав Чулков посоветовал рабочим направить жалобу на имя прокурора Челябинской области Александра Войтовича с просьбой провести всестороннюю проверку по факту невыплаты заработной платы. «У приставов действительно больше нет механизмов воздействия, – отметил он. – Нужно решать вопрос на другом уровне. Стоит сделать выписку из ЕГРЮЛ с целью выяснения, кто является учредителем ООО «ПКО «ТДЗ», а ныне «Росмашэкспорт». Сделать запросы в Пенсионный фонд, налоговую, которые могут инициировать процедуру банкротства, и привлекать учредителей к субсидиарной ответственности». В то же время Вячеслав Чулков добавил, что это не первое дело с выводом активов – ситуация сложная, и гарантий, конечно, никто не даст.
По словам Сергея Копытова, в настоящее время цеха завода стоят пустыми. «Все оборудование уже продано, – говорит он. – Только в одном из цехов работает новое предприятие – ООО «Скала», которое производит гильзы». Между тем еще в прошлом году в компании ООО «Троицкие моторы», бенефициаром которой является Дмитрий Черкасов, заявляли, что на месте бывшего Троицкого дизельного завода появится новое производство – «Троицкие ферросплавы».
И пока от планов никто не отказывается. «Уже создано предприятие «Троицкий металлургический завод», которое в будущем планируется продать инвестору, – рассказывает член совета директоров ООО «Троицкие моторы» Алена Мордасова. – На сегодняшний день в стадии заключения договор об энергоснабжении, так как для инвестора это принципиальный вопрос. Идет работа с «МРСК Урала» и Челябэнергосбытом, надеемся в конце сентября заключить договор. Имущество «Троицких моторов» передано в уставной капитал нового предприятия. Параллельно запущено проведение экологической экспертизы. Думаем, что в начале октября будут подписаны договора с инвестором и определены точные сроки строительства».
В числе инвесторов не называется, как ранее, компания «Бобровский кварцит». Алена Мордасова утверждает, что в качестве инвестора будут выступать предприятия с иностранным участием в уставном капитале. «У них есть несколько машиностроительных заводов аналогичного профиля на территории России, – заключает она. – И это довольно крупные продавцы и производители ферросплавной продукции».