Валерий Мякуш, сын спикера Заксобрания Челябинской области и лидера южноуральских единороссов Владимира Мякуша, продает сеть автозаправок «Сфера». Точная цена не называется, но известно, что две АЗС общей стоимостью в 40 миллионов рублей уже нашли покупателя. Эксперты Chel.ru считают закономерной такую реакцию мелких «заправщиков» на давление со стороны федеральных операторов.
Как подтвердили Chel.ru в ЗАО «Сфера ЧМС», уже проданы две АЗС, расположенные в Металлургическом районе Челябинска. Покупатель и точная сумма сделки не озвучиваются, однако известно, что автозаправки приобретены под снос, чтобы расчистить территорию для строительства жилых домов.
Напомним, ЗАО «Сфера ЧМС» было образовано в 1992 году на базе управления жилищно-коммунального хозяйства, принадлежащего АО «Челябметаллургстрой». Направление по торговле топливом здесь начали осваивать в 2000 году. До недавнего времени в сеть АЗС «Сфера» входило 12 станций (пять в Сосновском и Красноармейском районах области, семь в Челябинске), а также склад горюче-смазочных материалов. Теперь в областном центре осталось пять действующих АЗС «Сфера».
Исполнительный директор ЗАО «Сфера ЧМС» Ильяс Шаяхметов объясняет продажу АЗС в общем-то банальными причинами – составить конкуренцию крупным игрокам топливного рынка не позволяют размеры их бизнеса. Федеральные сетевые операторы с развитыми сетями АЗС могут «кормиться» за счет госзаказов на поставки топлива, а такие сети, как «Сфера», даже не вправе участвовать в тендерах. «Мы слишком маленькие. И даже если мы будем предлагать более низкие цены, федералы в итоге все равно нас «съедят», – поясняет Ильяс Шаяхметов.
Председатель НП «Топливная ассоциации Челябинской области» Владимир Гришин считает, что через год-два многие местные игроки будут вынуждены уйти с рынка. «Сегодня накрутка по 92-му и 95-му бензину такая, что выручки хватает лишь на оплату налогов и зарплату работников, – говорит он. – За счет магазинов и дорожного сервиса некоторые АЗС еще как-то выкарабкиваются, но в целом это уже не такой рентабельный бизнес, как раньше».
Ильяс Шаяхметов уточнил, что сеть АЗС продается уже в течение двух лет. Причем, как выразился господин Шаяхметов, «не за бесценок». Например, сеть автозаправок в пределах Челябинска обойдется покупателю примерно в 100 миллионов рублей – по 20 миллионов за одну АЗС. А вся сеть целиком, как пишут местные СМИ, оценивается в 600 миллионов рублей.
Как отмечал ранее исполнительный директор IBC-недвижимость Евгений Коротков, стоимость АЗС оценивается по ряду критериев, в том числе по приближенности к населенному пункту, объему проходящего трафика, удобству подъезда, площади земельного участка с учетом прав на него, емкости и объему для хранения ГСМ, дополнительному оборудованию, сопутствующим сервисам и т.д. «Цена АЗС в Челябинске будет варьироваться от 20 до 30 миллионов рублей, – говорит он. – За 15 миллионов почти ничего не купить, а если выше 40 миллионов, то цена, скорее всего, «перегрета».
Что касается цифры в 600 миллионов рублей, то эта цена, по мнению экспертов, несколько завышена. «Вообще, заправка может стоить и два миллиона долларов, не такая уж и страшная цифра для такого бизнеса, – говорит Евгений Коротков. – Но в данном случае цена в 600 миллионов за десять АЗС, скорее всего, завышена. Думаю, это попытка выручить максимальное количество денег, пока есть такая возможность. На самом деле вариантов немного – может быть, на возможность покупки клюнет «Роснефть» или «ЛУКОЙЛ». Круг вероятных покупателей весьма ограничен».
При этом, как отмечает Владимир Гришин, для расширения своих сетей федералам будет недостаточно одного лишь желания и денег. «Многое зависит от решения антимонопольного комитета по этому поводу», – говорит эксперт.