Страховые компании опасаются, что в скором времени денег на выплаты по ОСАГО не хватит. Обеспокоенность ведущих компаний вызывают грядущие законодательные перемены, в частности, повышение лимита страховых выплат. Страховщики уже подписали открытое письмо на имя вице-премьера Игоря Шувалова и министра финансов Антона Силуанова, в котором обещают фактически отказаться от продажи полисов и предрекают вал банкротств в страховой сфере, если ситуация с ОСАГО не изменится.
О существовании письма в минувший вторник рассказал глава «Ингосстраха» Александр Григорьев. По его словам, крупные страховщики подписали обращение, которое будет отправлено во все инстанции: Госдуму, ФСФР, Минфин, а также первому вице-премьеру Игорю Шувалову. «В нем идет речь о том, что если не будет внесен ряд изменений в законодательство, то ответственные страховщики будут сворачивать бизнес по ОСАГО», – пояснил Александр Григорьев.
Под обращением подписались президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин, а также руководители компаний Ингосстрах, «Альянс», Согаз, ВСК, «РЕСО-Гарантия», страховой группы МСК, «АльфаСтрахование» и Росгосстрах.
В тексте письма, имеющегося в распоряжении корреспондента сайта, сказано, что страховщики всерьез обеспокоены критической ситуацией, сложившейся в страховой отрасли из-за готовящихся поправок в закон об обязательном страховании.
В частности, речь идет о том, что страховое сообщество и госорганы, казалось бы, пришли к компромиссу в вопросе необходимости изменения действующего законодательства – договорились об увеличении выплат по имуществу, жизни и здоровью пострадавших, а также об упрощении процедуры получения компенсации. Однако именно грядущий рост страховых выплат, за которым пока не следует ожидаемое увеличение тарифов, а также действующее распространение закона о защите прав потребителей на ОСАГО уже привели к серьезным проблемам с «автогражданкой».
«Увеличение объема обязательств страховщиков должно повлечь за собой соответствующее адекватное увеличение базового тарифа, – говорит первый заместитель генерального директора компании «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров. – Документ (поправки в закон об ОСАГО. – Прим. авт.) был внесен в Госдуму в декабре прошлого года, сейчас уже февраль 2013-го, но он так и не принят».
По словам Дмитрия Маркарова, вновь начались обсуждения отдельных положений документа. «Причем в различных органах исполнительной власти и общественных организациях высказываются суждения абсолютно обывательского уровня и характера – без попыток вникнуть в суть предлагаемых изменений и в их финансово-экономическое обоснование», – говорит он.
Также участники рынка отмечают, что судебные разбирательства со страховщиками превратились в очень доходный бизнес, на котором зарабатывают многочисленные юридические фирмы. «Действующая судебная практика значительно увеличивает уровень выплат за счет всевозможных пеней и штрафов, большинство из которых не улучшают финансовое состояние пострадавшего, а идут на обеспечение многочисленных юридических посредников, для которых страховые компании стали источником дохода», – поясняет директор по страхованию автогражданской ответственности страховой компании «Альянс» Андрей Антохонов. Именно поэтому страховщики все-таки предлагают отменить распространение закона о защите прав потребителей на «автогражданку».
В тексте письма сказано, что в такой ситуации перед страховщиками, которые ответственно подходят к обеспечению финансовой устойчивости компании, встал вопрос целесообразности продолжения продажи полисов обязательного страхования автогражданской ответственности. В случае, если будут приниматься решения социально-политического, а не экономического характера, они будут вынуждены полностью или частично свернуть бизнес в сегменте ОСАГО. Причем отдельные страховщики уже сделали определенные шаги в этом направлении.
Так, крупнейший страховщик на рынке ОСАГО – Росгосстрах, на долю которого приходится около 40% заключенных договоров, резко сокращает объемы продаж в 28 регионах из-за высокой убыточности. «Автовладельцы будут ограничены в выборе компании вплоть до его полного исчезновения, – предрекает Андрей Антохонов. – Это скажется на качестве оказываемых услуг и увеличит нагрузку на компенсационные фонды РСА».
На смену крупным компаниям, отказавшимся от убыточного бизнеса, придут другие, более мелкие игроки, которые, по мнению Дмитрия Маркарова, не постесняются взять на себя заведомо невыполнимые обязательства. «Это приведет их к банкротству, а страховой рынок – к обрушению», – считает эксперт.
За десять лет действия закона об ОСАГО базовый тариф ни разу не менялся, тогда как объем обязательств страховщиков все время увеличивался, напоминает представитель Росгосстраха. «За это время с рынка ушли около 70 компаний и компенсационный фонд РСА, из которого производятся выплаты потерпевшим, опустошается быстрее, чем наполняется», – поясняет Дмитрий Маркаров.
Руководитель «Агентства страховых услуг» Ярослав Королев полагает, что подобный крик души страховщиков носит скорее предупредительный характер. «Они заранее хотят показать правительству, что мало зарабатывают. Предупреждают, что если ситуация не изменится, у них может не хватить денег на все выплаты, – говорит он. – Принято считать, что ОСАГО не очень убыточный сегмент, особенно когда посмотришь на объемы сборов и выплат. Однако у страховщиков есть и другие статьи расходов, связанные с выполнением обязательств по договорам – например, судебные издержки». Эти траты указываются в отдельной статистике и у многих компаний они существенны, отмечает эксперт.
РСА же выступает в поддержку страховщиков потому, что его компенсационный фонд формируется в основном именно за счет крупных игроков. И если они потеряют интерес к рынку ОСАГО, а автовладельцы уйдут к более мелким и менее стабильным компаниям, союз понесет серьезные убытки и не сможет в случае массового банкротства таких страховщиков компенсировать потери.