В апреле 2013 года администрация Челябинска планирует провести конкурс по выбору генерального подрядчика для строительства метро. Контракт с московской компанией ЗАО «Ингеоком», которая взялась за строительство челябинской подземки, истек еще в 2012 году. Сейчас мэрия через суд пытается взыскать с москвичей неустойку в размере 348 миллионов рублей. Эксперты скептически оценивают перспективы строительства метрополитена, считая, что от смены подрядчика ситуация не изменится.
О том, что срок контракта на строительство метро, заключенный с ЗАО «Ингеоком» (Москва), истек, и мэрия собирается объявить конкурс на привлечение нового генподрядчика, Chel.ru сообщил заместитель главы администрации Челябинска Владимир Алейников. «Сейчас проектная документация находится на согласовании в госэкпертизе. Ждем, что в марте проект будет одобрен, а в апреле объявим конкурс», – рассказал Владимир Алейников.
Одновременно управление капитального строительства администрации города судится с действующим генподрядчиком ЗАО «Ингеоком», требуя, как следует из материалов дела, расторжения контракта и выплаты неустойки в размере 348 миллионов рублей.
Муниципальные чиновники отказались комментировать этот иск. «Управление капитального строительства находится в моем подчинении. Но метро – в ведении заместителя главы администрации Владимира Алейникова», – так замглавы администрации по вопросам градостроительства Дмитрий Градобоев ответил на обращение корреспондента Chel.ru. «Они подали иск, пусть и объясняют зачем», – в свою очередь перенаправил вопрос Владимир Алейников.
По словам первого заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Сергея Сихарулидзе, контракт с московской компанией в администрации города должны были расторгнуть еще в октябре прошлого года. «Контракт с «Ингеокомом» истек в октябре прошлого года. По закону должны были объявлять новый конкурс, либо каким-то образом пролонгировать этот контракт. Не совсем понятно, почему пытаются расторгнуть контракт через суд», – сказал Сергей Сихарулидзе.
Получить комментарии от ЗАО «Ингеоком» сегодня не удалось.
Напомним, что ЗАО «Ингеоком» в 2009 году выиграло муниципальные конкурсы на строительство станции «Комсомольская площадь», на «проходку» от станции «Торговый центр» до станции «Проспект Победы» и еще ряд работ, сменив в качестве генподрядчика ОАО «Челябметрострой». В 2011 году «Ингеоком» приобрел 25%-ный пакет акций Челябметростроя, в число основных акционеров которого входит муниципалитет и региональный минпром.
В 2013 году ОАО «Челябметрострой» может вновь претендовать на генеральный контракт, как, впрочем, и любая другая компания, специализирующаяся на строительстве подобных объектов, указал Сергей Сихарулидзе. «В стране действует несколько десятков специализированных компаний, любая из них может принять участие в конкурсе», – сказал замминистра.
В разные годы интерес к челябинской стройке проявляли зарубежные компании. В частности, китайские метростроители выказывали готовность взяться за субподрядные работы, а австрийская компания «Бомбардье» готова была поделиться экспертным видением проекта метрополитена.
Вероятно, новый контракт будет заключаться на три года – за этот период «под землю» уйдет около трех миллиардов рублей из регионального бюджета. Федеральный центр пока не отвечает на просьбы о софинансировании объекта. В 2013 году метростроевцам предстоят работы по содержанию уже построенных конструкций и продолжению строительства станции «Торговый центр».
Эксперты Chel.ru указывают как на недостаток финансирования, так и на то, что проект «морально устарел».
«Ингеоком» – крупнейшая из строительных компаний столицы, созданных с нуля. Основатель компании Михаил Рудяк начинал со строительного кооператива. После его смерти в 2007 году компания перешла членам семьи Рудяка. «Ингеоком» строит центральный олимпийский стадион в Сочи и ветку метро от станции «Ходынское поле» в Москве, построил станции «Славянский бульвар» и «Борисово» Московского метрополитена, ветку метро от «Киевской» до Москва-Сити.
По словам председателя совета директоров ООО «ПКО «Челябинск-стройиндустрия», первого вице-спикера ЗСО Юрия Карликанова, в год на строительство метро необходимо не менее пяти миллиардов рублей. «В обязательном порядке должно быть федеральное финансирование. В общей сложности на метро должно направляться не менее пяти миллиардов рублей в год, лишь тогда будет отдача, и можно будет говорить о привлечении новых подрядчиков. До тех пор, пока финансирование идет по остаточному принципу, ничего хорошего не будет», – прогнозирует Юрий Карликанов.
Генеральный директор консалтинговой компании «Кэмп» Яков Гуревич указывает на необходимость актуализировать проект. «В таком виде метро Челябинску принципиально не нужно. Уже десять лет идут разговоры о том, чтобы достроить центральный тоннель и запустить скоростной трамвай, однако дальше лозунгов дело не идет. Понятно, что строительство метро – бесконечный процесс, так как позволяет бесконтрольно тратить деньги», – считает Яков Гуревич.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА