Челябинские предприниматели решили опробовать новый для города формат арендного бизнеса, соединив коворкинг-центр с арт-площадкой. Открывшийся в минувшие выходные арт-коворкинг-центр «Чердак» планирует зарабатывать на предоставлении в аренду рабочих мест и проведении культурных мероприятий. По словам инициатора проекта Юлии Герн, коворкинг рассчитан на фрилансеров и студентов, а событийная программа будет включать в себя выступления музыкальных групп, литературные чтения и различные мастер-классы. Эксперты сомневаются в жизнеспособности проекта, считая, что в Челябинске в отличие от столицы нет спроса на коворкинг-центры.
Коворкинг-центр «Чердак» разместился в центре города, на улице Пушкина. Как рассказала Chel.ru автор проекта Юлия Герн, помещение площадью около 160 кв. метров находится в аренде. Размер арендных платежей и сумму средств, затраченную на ремонт, Юлия Герн не называет, но указывает, что вложения должны окупиться уже через год. «Мы рассчитываем в течение нескольких месяцев сформировать основное ядро посетителей и уже через год выйти на окупаемость», – сообщила Юлия Герн. Инвестиции удалось привлечь после участия в реалити-шоу «Просто бизнес».
Плата за проведенное в коворкинг-центре время составляет два рубля за минуту в первый час и рубль за минуту в последующие часы, всем посетителям предлагают бесплатные напитки и сладости. В помещении работает Wi-Fi, а для переговоров выделена отдельная комната. Безлимитный доступ в коллективный офис будет стоить пять тысяч рублей в месяц, а абонемент неполного рабочего дня – 2,5 тысячи рублей. В зале могут одновременно работать 15 человек. «Мы рассчитываем на фрилансеров, которых не устраивает постоянная работа дома, и на студентов», – отметила Юлия Герн.
Коворкинг (англ. co-working, совместно работающие) – это модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности.
По вечерам офисное пространство будет трансформироваться в культурную площадку, на которой планируется проводить различные мероприятия. «У нас можно устраивать концерты, лекции, выступления, различные мастер-классы. В Челябинске очень много интересных сообществ, которые будут рады появлению такой площадки», – уверена предпринимательница.
По мнению создателя кафе New Time (плата берется за время, проведенное в заведении. – Прим. авт.) Владимира Панфилова, челябинцам интересны новые площадки, которые можно использовать для работы. «У нового центра аналогичная с нами система продажи времени, отличие же заключается в упоре, сделанном на арт-направление. Думаю, что места нам хватит, а здоровая конкуренция пойдет только на пользу», – говорит Владимир Панфилов. При этом он отмечает, что после запуска кафе в представление о целевой аудитории пришлось внести коррективы. «Фрилансеров оказалось не так уж много, как и студентов, на которых мы рассчитывали. В основном наша аудитория – это менеджеры или предприниматели», – указал Владимир Панфилов.
Директор ООО «Плаза ДевелопментСервис» Дмитрий Агапкин усомнился в востребованности коворкинга. «Коворкинг – одна из разновидностей арендного бизнеса, которая вряд ли приживется в Челябинске, – считает Дмитрий Агапкин. – Интерес к коворкинг-центрам в столице объясним тем, что туда приезжает множество людей, которым нужны рабочие места на небольшой срок для встреч и переговоров. В Челябинске таких приезжих не так много. Если же брать фрилансеров, то для них я не вижу никаких плюсов, кроме минуса, что за это нужно заплатить. Ведь фрилансер – это человек, который отказался от привязки к одному зданию и одному рабочему месту». Доступность коворкинг-центра является и его слабой стороной, отмечает эксперт. «Есть еще и такой момент, что человек может совершить какие-либо мошеннические операции, воспользовавшись IP-адресами и телефонами такого офиса», – заметил господин Агапкин.
Исполнительный директор компании IBC-Недвижимость Евгений Коротков также высказал сомнения в рыночной ориентированности проекта. «Если подсчитать затраты на ремонт, то это минимум шесть тысяч рублей на квадратный метр, то есть примерно миллион рублей. При этом непонятно, каким образом центр будет зарабатывать деньги, – на мой взгляд, плата за доступ в Интернет уже канула в прошлое», – сказал Евгений Коротков. К слабым сторонам он также отнес расположение в подвале и отсутствие выхода со стороны улицы Пушкина.
Владимир Панфилов не согласен со скептическими оценками этого бизнеса. «Наш опыт показывает, что, хотя огромных денег не заработаешь, выжить вполне реально», – уверен эксперт.