Развитию российского рынка интернет-торговли мешают «серые» компании. В частности, именно эта проблема отпугивает зарубежных инвесторов от вложения в российские онлайн-магазины. Об этом пишет World Economic Journal со ссылкой на председателя комитета по стандартизации Ассоциации компаний интернет-торговли Максима Фалдина.
«Чтобы привлечь инвесторов, необходимо бороться с «серыми» товарами, – заявил Фалдин. – Многие зарубежные компании опасаются, что, например, китайские магазины будут продавать товары, которые ввезли нелегально. Причем такие компании будут работать без уплаты налогов и, соответственно, их бизнес будет более прибыльным, чем у честных игроков».
Кроме того, добавил Фалдин, в России очень сложно привлечь кредиты. Интернет-компаниям часто бывает нечего заложить, кроме своего товара.
Вместе с тем, по словам представителя Ассоциации компаний интернет-торговли, российский рынок является очень быстро развивающимся и стратегически интересным для инвесторов. Количество интернет-пользователей в стране сейчас достигло 68 миллионов человек, которые пользуются сетью регулярно. И только 23 миллиона человек совершают покупки при помощи Интернета. Для сравнения, в Китае онлайн-покупки совершает каждый второй интернет-пользователь.
Однако самым главным барьером, по мнению Фалдина, является отсутствие доверия покупателей. «Как только доверие вернется, объем интернет-торговли вырастет в два-три раза, – отметил он. – Зарубежные компании начнут охотно инвестировать в этот рынок. Тем более что сейчас не так уж много стран для инвестирования. В основном это Индия, Китай, Бразилия и Россия».
По словам президента АКИТ Сергея Румянцева, сейчас в интернет-торговлю в России в основном вкладывают средства венчурные капиталы. Это люди, которые привыкли рисковать. «Мы надеемся, что фонды, которые занимаются долгосрочными инвестициями, также заинтересуются российским рынком, – отметил он. – Рынку интернет-торговли не хватает прозрачности. Отрасль начала регулироваться совсем недавно. Еще одна проблема рынка – слишком дорогая инфраструктура, на развитие которой часто нет денег».
Между тем, как показывают результаты опроса более чем пяти тысяч респондентов из 153 городов России, проведенного на сайте оператора малогабаритных отправлений Logibox, российские покупатели довольно лояльны к интернет-магазинам. По крайней мере, они очень редко возвращают купленные в них товары. 72% россиян, делавших заказы в онлайн-магазинах, ни разу не возвращали покупки.