Бизнес Челябинцам предлагают стучать на соседей

Челябинцам предлагают стучать на соседей

С 1 июля плата за общедомовые нужды будет включена в квитанции челябинцев. Горожане обеспокоены: по новым правилам сверхпотребление коммунальных услуг будет «раскидываться» на всех прописанных в доме жильцов, отчего цифры в платежках могут заметно вырасти. Повышение суммы ежемесячных выплат уже ощутили в тех домах, где установлены приборы учета. Поставщики услуг настаивают – виноваты сами жильцы, с попустительства которых возможны несанкционированные подключения к сетям, проживание непрописанных жильцов и умышленное искажение данных счетчиков, прозвучало сегодня в ходе пресс-конференции, посвященной недавним изменениям коммунальных тарифов.

Реформирование социальных сфер всегда сопряжено с определенными сложностями – особенно, если это касается жилищно-коммунального хозяйства. Несколько лет назад ведение коммунального хозяйства передали собственникам квартир в жилых домах, которые делегировали эти обязанности эксплуатирующим организациям – ТСЖ, ЖСК, УК. Затем россиянам было объявлено об обязанности установить индивидуальные счетчики в квартирах, а для тех, кто этого не сделал – расчет проводится по нормативу. Сегодня встал вопрос установки общедомовых приборов учета. По словам, председателя Единого тарифного органа Челябинской области Сергея Образцова, оснащенность домов приборами в городе пока едва достигает 47-50%, а в сжатые сроки до 1 июля город должен быть «оприборен» полностью. По сути, общедомовые приборы фиксируют затраты ресурсов на освещение и отопление мест общего пользования – подъездов, подвалов, дворов, поливку газонов. По закону обязанность за установку общедомовых счетчиков лежит на плечах УК, а оплата – на собственниках жилья. К примеру, общедомовой прибор учета тепла в среднем стоит 240-260 тысяч рублей. «Если установить счетчик в рассрочку на пять лет, то ежемесячная плата с квартиры в 60 кв. метров составит 50-60 рублей», – поясняет заместитель директора МУП «ЧТСК» Марина Николаевская. Сегодня отопительные счетчики установлены в трех тысячах домов.

Больший вопрос у жителей города возник относительно ежемесячной платы за общедомовые нужды. Пока за это платят только там, где стоят общедомовые приборы учета. Так, в одном из новых домов в Челябинске плата за воду по общедомовому счетчику составила почти 400 рублей на квартиру, тогда как за потребление воды семья из трех человек платит около 500 рублей. В Едином тарифном органе поясняют схему расчета: из общей суммы расходов вычитаются расходы по индивидуальным счетчикам и по нормативу у жильцов, не установивших счетчики. Получившаяся разница делится между всеми жильцами дома пропорционально занимаемой площади. В ряде домов, по данным ведомства, она бывает даже отрицательной. Сергей Образцов рассказывает, что при обсуждении нововведений звучало даже предложение распределить эту разницу между теми жильцами, которые не установили индивидуальные счетчики и таким образом подтолкнуть их важному решению. «Но обязать людей ставить индивидуальные счетчики мы не можем. Они предпочитают платить по нормативу», – говорит эксперт. Кстати, норматив, которые платят «неоприборенные», вопреки расхожему мнению совсем невысок – норма потребления усреднена. «Законодательство в сфере ЖКХ сегодня ориентировано на то, что жильцы вместе с ТСЖ должны сами разбираться, что происходит в доме», – говорит Сергей Образцов.

По данным Росстата, на конец года просроченный долг граждан и организаций перед поставщиками электроэнергии, газа и воды в России вырос за год почти на 20% и составил 304,5 млрд рублей. В прошлом году тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 9,6%, лидерами роста стали газоснабжение (14,3%), горячее водоснабжение (13,4%), отопление (10,5%). Источник: Росстат

Причины высокой платы за общедомовые нужды выяснили в Минрегионе. Первое – это несанкционированное подключение к сетям магазинов, кафе, расположенных в доме. Как сообщил заместитель начальника управления ЖКХ Челябинска Александр Кочерещенко, такая ситуация, к примеру, сложилась у жильцов дома по проспекту Победы, в котором расположен магазин «Гавань». Вторая причина – проживание, а значит и пользование услугами, непрописанных жильцов. «Многие люди делают ремонт, заезжают в квартиры или сдают ее в аренду, но при этом фактически в жилье никто не прописан, а значит, коммунальная плата не начисляется», – говорит начальник службы по расчетам с населением МУП ПОВВ Виктор Загоскин, добавляя, что обязать жителей передавать информацию о количестве жильцов невозможно, а списки, которые может предоставить управляющая компания, не будут легитимными. По его данным, на сегодняшний день только 40% домов в городе оснащены общедомовыми счетчиками воды.

Третья причина перерасхода ресурсов – умышленное искажение жильцами данных по индивидуальным счетчикам. Эксперты поясняют, что для некоторых людей счетчики оказались невыгодными, поэтому зачастую они сознательно выводят приборы из строя. По словам Сергея Образцова, к примеру, в Ульяновской области 40% счетчиков при анализе показали остаточную намагниченность, а в Уфе в 25% случаев на счетчиках установлены магниты. «По опыту понятно, что жители самостоятельно с этими проблемами бороться не могут», – говорит Сергей Образцов. Поэтому ЕТО обратился в Минрегион с предложением внести поправки в законодательство и ввести ответственность за дом для эксплуатирующих организаций, которые и будут обеспечивать баланс в сфере оплаты и расходования общедомовых ресурсов.

Больше всего вопросов в июле может возникнуть с начислением платы за электроэнергию – ее расчет идет по более сложной системе, говорит заместитель генерального директора по работе с потребителями «Челябэнергосбыта» Сергей Суходоев. Оснащенность общедомовыми приборами учета электроэнергии в городе едва достигает 10%. «В этом направлении активно работают только в области – в Пласте, Сосновском районе и Копейске», – говорит Сергей Суходоев. По его словам, проблема в том, что для корректного начисления платы необходима информация площадям жилых, торговых, офисных помещений. «Очень много «бесхозных» домов, по которым у нас совсем нет информации», – поясняет представитель Челябэнергосбыта. При этом компания давно ведет подготовку к «оприбориванию» и собственными силами собирает данные – печатает обращения на квитанциях, статьи в городских и районных газетах. Так, в Троицке после публикаций на эту тему 65% населения передали данные в компанию. А в мае и апреле компания планирует провести пробные начисления тарифа за общедомовые нужды, не взимая при этом плату. «Будем смотреть, как пройдет тест», – пояснил Сергей Суходоев.

Изменения ждут и самую затратную строчку в квитанциях – отопление и горячее водоснабжение. По словам Марины Николаевской, если в некоторых домах к началу осеннего отопительного сезона общедомовые счетчики так и не будут установлены, то начисление будет идти по прежней схеме – по нормативу. «По отоплению норматив на общедомовые нужды не будет устанавливаться до 1 января 2015 года», – поясняет Марина Николаевская. А вот систему расчетов по ГВС ждут перемены. Согласно проекту Минрегиона, норматив по ГВС на общедомовые нужды будет отменен, а все затраты будут включены в общий норматив по горячей воде.

Проще всего сегодня обстоит ситуация с газом. Массовое оснащение общедомовыми приборами учета газа планируется начать только к 2015 году. Пока же, по словам генерального директора «Новатек-Челябинск» Павла Котова, компания ведет активную подготовку – какая-то часть населения уже оплачивают газ по счетчику. «Безусловно, оснащение абонентов зарегистрированными узлами учета ведет к наиболее корректному учету», – комментирует специалист, добавляя, что на сегодняшний день установка счетчика – это добрая воля каждого жильца, но положительная динамика наблюдается. Ежегодно 15-20 тысяч абонентов устанавливают счетчики. «Возникает другая ситуация, когда человек понимает, что без узла он платил меньше, счетчик вдруг внезапно выходит из строя», – говорит Павел Котов. Еще одна проблема, которую необходимо решить с газом – это безответственность жильцов, которая приводит к взрывам с трагическим концом. По новым правилам, за сохранность газового оборудования в квартирах отвечают сами собственники жилья. А, по словам генерального директора «Челябинскгазком» и «Челябинскгоргаз» Владимира Серадского, обеспечивать техническое обслуживание должна управляющая компания, которая обязана заключить договор с газораспределительной компанией. Ранее газ в квартирах и в подъездах проверяла она проверяла сама в плановом режиме, а плата за это включалась в ежемесячную оплату за услуги ЖКХ. Сейчас эта услуга предоставляется только по договору: УК должна заключить договор на техобслуживание общего газового имущества, а потребитель – на обслуживание в квартире. Однако на деле, по данным генерального директора «Газэнергосервиса» Олега Волочкова, всего 240 тысяч квартир заключили подобные соглашения – отсюда и несчастные случаи. «По идее, если такого договора нет – коммунальщики вообще должны отказать в проведении газа», – считает Павел Котов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления