Фестиваль «Chelовек театра» в первый же день ошеломил челябинских зрителей сразу тремя мощными спектаклями, разбудившими массу эмоций. Театральный критик Нина Шалимова так определила уникальность его афиши: «Вся программа фестиваля состоит из спектаклей, в которых происходит воздействие актеров не нервами на нервы зрителей, а душами на души».
«Cheloвек театра» продлится с 25 по 30 марта. Это первый в Челябинске фестиваль, где во главу угла поставлена не работа режиссера, а театральная магия актера. Он открылся 25 марта спектаклем по мотивам произведения знаменитого таджикского поэта Бозора Собира «Ночь вдалеке от Родины» в постановке Нозима Меликова. Работа актеров Таджикского государственного молодежного театра им. М. Вахидова (Душанбе, Таджикистан) вызвала восторг не только у рядовых зрителей.
«Такое мощное начало – очень хороший знак, – сказала нашему корреспонденту известный театральный критик Нина Шалимова. – Спектакли, которые мы уже увидели, – о главном в нашей жизни. И сделаны они очень честно. Мое представление о театре совпадает с представлением о нем организаторов этого фестиваля. К сожалению, в современном театре много агрессивного, нервного, атакующего воздействия на зрителя, а я предпочитаю, чтобы по старинке: воздействовали не нервами на нервы, а душами на души. Это присутствие души всегда есть в спектаклях вашего НХТ, и именно такие коллективы творческая группа НХТ включила в программу фестиваля».
Итак, в Челябинске родился новый театральный фестиваль. Инициатором и организатором этой театральной лаборатории выступил Новый художественный театр (НХТ) и получил поддержку администрации города и челябинской думы.
«Это продолжение славной фестивальной традиции Челябинска, где в разное время проводились известные не только в России «Камерата» и «Театральные опыты», – сказал в день открытия «Chelовека театра» начальник управления культуры администрации Челябинска Виктор Ереклинцев. – Но мы переформатировали содержание прежних фестивалей – попытались создать в Челябинске площадку для обсуждения новых театральных идей и форм».
Фигурой фестиваля номер один заявлен актер. Художественный руководитель НХТ Евгений Гельфонд так объяснил эту идею: «Театр всегда вовлекает в свою сферу другие виды искусства – живопись, архитектуру, хореографию… Тогда в чем же театральность происходящего в его стенах? Да в том, что происходит сейчас и здесь, а обеспечивается это встречей актера со зрителем. В момент этой встречи и рождается событие, сопереживание».
Этому «сопереживанию» подчинена вся фестивальная программа: помимо просмотра спектаклей в ее рамках ежедневно будет работать «Артклуб» для участников фестиваля – актеров, режиссеров и критиков.
«Наш фестиваль не наградной, – подчеркнул Евгений Гельфонд. – Мы исключили соревновательный момент, чтобы на первое место вывести момент общения артистов, режиссеров и критиков и обмен опытом. Дружелюбного общения! (Смеется.) Когда критик помогает театру, становится непременным звеном театральной жизни».
Кстати, зрители тоже получили возможность обсудить увиденное, встретившись с критиками и актерами в Союзе театральных деятелей на другой день после просмотра спектаклей. А посмотреть они могут все, если есть на то желание. Впервые в истории театральных фестивалей в Челябинске афиша составлена так, что спектакли не пересекаются по времени, а между тремя сценическими площадками (НХТ, «Манекен» и театр драмы), на которых проходит фестиваль, начал курсировать специальный автобус для участников и зрителей.
В афише фестиваля – 11 постановок. Одна из них – спектакль «Допрос» по повести Захара Прилепина. Она не только для самого автора стала потрясением, в чем Захар Прилепин признался в свой прошлый приезд в Челябинск, но и для челябинских зрителей.
«Захар Прилепин написал это произведение по нашей просьбе, – рассказал режиссер молодежного театра «Предел» из города Скопина Рязанской области Владимир Дель. – Он же наш земляк, его мать живет в нашем городе. Однажды Захар Прилепин приехал на встречу с читателям, и я попросил его написать для нашего театра что-нибудь позитивное. Вскоре он прислал «Допрос».
Я пригласил своих учеников, которые сегодня работают в московских театрах, и мы вместе сочинили спектакль по этой повести: два молодых человека попадают в полицию, их обвиняют в убийстве, которого они не совершали. Допрос сопровождается пытками, издевательствами. И главный вопрос спектакля – как жить дальше жертве насилия? Ребята пытаются отомстить за себя, сочиняют разные варианты этой мести…»
На мой вопрос, где же позитив, Владимир Дель дал неожиданный ответ: «А позитив в том, что собралась команда земляков – людей из одного роддома – и сделала такой вот спектакль».
На самом деле позитив еще и в том, что после спектакля зрители не спешат в гардероб. И в Москве, и в Петербурге, и в других городах, куда возил этот спектакль Захар Прилепин, публика остается, чтобы дать волю накипевшим за время работы актеров мыслям. А актеры работают просто великолепно. Зритель забывает, что он пришел в театр, – никаких масок и перевоплощений, все вправду, все здесь и сейчас. И с нами.
«Спектакли на фестивале представлены разные – и классика, и современная драматургия, и зарубежные авторы, – рассказал художественный руководитель фестиваля Евгений Гельфонд. – Мы пригласили в Челябинск театральные коллективы, которые хорошо знаем, видели на других фестивалях. Кроме того, это театры, рекомендованные экспертным советом фестиваля, в который вошли известные российские критики. Поверьте, это очень хорошие спектакли, это нужно смотреть».
Все, кто был на открытии фестиваля, уже поверили. Кто не был, успеет побывать. К примеру, 29 марта нам вновь представится возможность увидеть спектакль нижегородского театра «Zooпарк» «Человек-подушка». С одним из создателей театра, актером Львом Харламовым, мы пообщались в фестивальной тусовке.
«Организаторы фестиваля попросили нас привезти именно этот спектакль, – рассказал Лев Харламов. – Жаль, что наши актеры приедут непосредственно на свой спектакль, потому что заняты в спектаклях в Нижнем Новгороде. Меня очень впечатлила афиша челябинского фестиваля – это в высшей степени интересный отбор, и мне нравится вкус организаторов, наши симпатии совпадают».
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА