Госпошлина за расторжение брака возрастет – таким образом чиновники намерены добиться снижения статистики разводов. С таким предложением к президенту страны обратилась на днях вице-премьер Ольга Голодец. Кроме того, она предлагает и ужесточить санкции к отцам, которые забывают о родительском долге и годами уклоняются от уплаты алиментов – кроме ограничения выезда за рубеж и ареста имущества им, возможно, будет грозить и лишение водительских прав.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Ольга Баталина считает, что увеличение госпошлины на расторжение брака не снизит статистики по числу распавшихся семей. По Семейному кодексу, сегодня сумма пошлины составляет 400 рублей с каждого из супругов. «Повышать ее стократно не будут, так что новая пошлина не станет препятствием для развода», – цитируют Ольгу Баталину «Известия».
В челябинских загсах распад большого числа браков считают наболевшей и острой проблемой. Как сообщили в отделе ЗАГС Центрального района Челябинска, в прошлом году было расторгнуто 755 браков, в том числе 563 – в зале суда, потому что у супругов имелись разногласия или несовершеннолетние дети. Как оказалось, чаще всего вновь обрести свободу от брачных уз стремятся челябицы среднего возраста, ближе к тридцати годам.
Адвокат-партнер Адвокатского бюро «Ковалёв, Рязанцев и партнеры» Екатерина Туманова согласна, что утвержденная на сегодняшний день госпошлина на расторжение брака не способна удержать от развода или хотя бы заставить задуматься, необходимо повысить ее размер до международных стандартов. При этом стоит оговориться, что, к примеру, в Германии расходы при расторжении брака составляют около 3000 евро – кроме пошлины супруги обязаны оплатить консультацию семейного психолога, кроме того, после развода супруг должен выплачивать бывшей жене после ее выхода на пенсию ежемесячное пособие. «Чиновники и судьи давно ратуют за то, чтобы повысить госпошлину и, таким образом, хоть как-то притормозить вал судебных дел», – говорит Екатерина Туманова.
По словам юриста, челябинцы стали гораздо чаще заключать брачные договоры, и причиной тому – рост благосостояния и юридической грамотности.
Особое внимание в докладе вице-премьера уделяется и алиментным долгам. Напомним, по законодательству при разводе родителей алименты на одного ребенка не должны быть ниже четверти дохода, на двух детей – трети, на троих и выше – половины дохода. Однако серые зарплаты не позволяют взыскивать необходимую сумму в полном объеме – зачастую нерадивые отцы выплачивают на содержание детей не более тысячи рублей. Одной из действенных мер, которую судебные приставы применяют в отношении только злостных уклонистов, является запрет на выезд за пределы страны. Еще одно мерой в отношении должников-алиментщиков может стать лишение водительских прав, как это принято в Великобритании, Австрии, США и Канаде. При этом, как оговаривает Ольга Баталина, ограничение не должно касаться тех, для кого вождение – это профессиональная деятельность и источник дохода, а также лиц, у которых задолженность не превышает пяти тысяч рублей. «Законопроект важный, но дискуссионный, особенно в части практической реализации», – признает вице-премьер.
А чтобы ребенку не приходилось дожидаться денег до совершеннолетия, законодатели предлагают создать в регионах специальные алиметные фонды, из которых будут производиться выплаты, а в дальнейшем взыскивать долги с нерадивых родителей. «Если судебный пристав-исполнитель установил, что у должника есть имущество, то естественно, на него накладывается арест, поскольку это одна из мер принудительного взыскания», – рассказывает специалист-эксперт Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Ирина Кузнецова. По ее словам, арест недвижимости, автомобиля и объявление должника в розыск в большинстве случаев являются наиболее действенными мерами, заставляющими отцов-алиментщиков вспомнить о родительском долге.