В Челябинске закрываются рестораны «Sушка», причем оба – на северо-западе и в центре. Причину исчезновения заведений японской кухни собственник бизнеса Олег Иванов объяснил тем, что группа «Рестостар» ликвидирует суши-направление. Эксперты рынка HoReCa считают, что Челябинск пресытился этим форматом. К тому же с появлением множества суши-заведений и служб по доставке японской еды не всегда хорошего качества южноуральцы разочаровались в этом направлении и все чаще отдают предпочтение более понятным кухням.
Спустя четыре года работы суши-бар «Sушка» на Комсомольском проспекте закрылся. Следом за ним группа «Рестостар» намерена ликвидировать и вторую «Sушку» – в ТРК «Урал», работающую с 2011 года. Как пояснил генеральный директор группы компаний «Рестостар» Олег Иванов, в Челябинске неинтересно развивать суши-заведения: формат перегрелся и стал низкорентабельным. «К этому привело не только открытие в городе большого числа заведений японской кухни и служб по доставке, но и сведение формата в большинстве своем к японскому фастфуду», – уверен он. «Sушку» на Комсомольском проспекте заменит демократичный ресторан украинской кухни, а в ТРК «Урал» «Рестостар» просто освободит площадку.
Эксперты ресторанного сегмента южноуральской столицы сходятся во мнении, что понятие японской кухни с активным ростом предложения размылось и потеряло свою первоначальную привлекательность, перейдя в формат фастфуда.
«При открытии этих заведений наш холдинг был практически единственным в городе, представляя некую экзотику, интересный новый продукт, – рассказал Олег Иванов. – Сейчас же суши-заведений в городе больше, чем фастфуда. И это даже без служб доставки. Теперь суши можно купить или заказать в любом магазине – от супермаркета премиум-класса до самого экономичного дискаунтера. Суши делают везде и кто угодно, даже повара, не прошедшие соответствующую подготовку. Да и готовят из любых продуктов, даже из тех, которые не имеют никакого отношения к роллам, суши и японской культуре».
«На рынке суши-заведений в Челябинске действительно достаточно высокая конкуренция, – соглашается генеральный директор холдинга «Мегаполис» Александр Одольский. – Но при этом у нас нет ресторанов премиум-класса, предлагающих японскую кухню в чистом виде. В основном в суши-заведениях ассортимент ограничен и по большому счету сведен к азиатскому национальному фастфуду. Общего с настоящей японской кухней там не очень много – около пяти процентов плюс стилизация под эту культуру. Это направление фастфуда стало популярным несколько лет назад как раз за счет японского колорита. Но за последние годы появилось очень много заведений и служб доставки, работающих в этом сегменте не всегда качественно, рекламы суши в переизбытке, и все это не могло не повлиять на уровень потребления».
По словам генерального директора холдинга «Уральские пельмени» Виталия Воробьева, традиционно для Японии суши-бары были как раз дешевым бистро. «Придя в Россию, суши-бары со временем трансформировались и стали прекрасной возможностью быстро перекусить, – комментирует он. – А японский ресторан – это немного другая история. Если делать заведение по японским законам, предлагая суши со свежей рыбой, хорошим рисом и прочими качественными ингредиентами – это будет недешево и для посетителей, и для собственников бизнеса».
По мнению экспертов Chel.ru, японская кухня столкнулась в Челябинске и с тем, что потребители обожглись на некачественном продукте и теперь уверены, что японская еда везде одинакова, вне зависимости от стоимости.
«На мой взгляд, за качественный продукт потребитель не хочет платить соответствующие деньги, желая получать дешевую продукцию. В итоге он покупает далеко не всегда качественную японскую кухню и разочаровывается в ней», – считает Олег Иванов.
Схожего мнения придерживается и Виталий Воробьев. «Сейчас авторитет японской кухни на Южном Урале подорван дешевыми заведениями и службами доставки, которые используют некачественные продукты – «мусор морской» вроде крабовых палочек – и готовят непонятно в каких условиях, – поясняет он. – Разумеется, у людей создалось впечатление, что японская кухня везде одинакова, и доверие к японским ресторанам пропало. К тому же модная волна прошла, и начался естественный отток клиентов из японских ресторанов».
По прогнозам респондентов сайта, вслед за «Sушками» в южноуральской столице еще несколько суши-заведений и служб доставки японской еды могут закрыться или сменить формат.
«Сейчас в городе предложение суши превышает спрос, значит рынок в скором времени придет к равновесию, вытеснив несколько заведений и служб доставки, работающих в японском сегменте, – считает Александр Одольский. – Мы предвидели это и с прошлого года не открываем заведения в этом направлении. Если возникнет необходимость, существующие площадки «Дзёдо» либо переформатируем, либо расширим в них меню».