Южноуральская дирекция железнодорожных вокзалов объявила конкурс на аренду более 4500 кв. м площадей вокзальных комплексов, в том числе и 1600 кв. м на железнодорожном вокзале Челябинска. Значительная часть площадок, предлагаемых в числе 54 лотов, предназначена для открытия магазинов и точек общепита. По мнению экспертов Chel.ru, арендные ставки на площади под супермаркеты во многих случаях завышены. Это вкупе с неудобным подъездом и отсутствием достаточного количества мест для парковки приведет к низкому спросу со стороны потенциальных арендаторов. Что касается мест под точки общепита, то предложенная цена адекватна, однако арендаторам важно понимать особенность работы на железнодорожном вокзале – сезонность пассажиропотока.
О конкурсе на аренду более 4500 квадратных метров площадей вокзальных комплексов Южно-Уральская дирекция железнодорожных вокзалов объявила 8 мая. Всего выставлено 54 лота. Аукцион назначен на 24 мая.
Как уточнили в отделе по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций ЮУЖД, в Челябинской области в аренду предлагается 3429 квадратных метров площадей вокзальных комплексов. Из них более 1600 квадратных метров на вокзале Челябинска, 1033 квадратных метров на вокзале Магнитогорска, 716,7 квадратных метра на вокзале Миасса и 79,3 квадратных метра на вокзале Златоуста.
«Указанные площади в настоящее время никем не арендуются, – акцентировали в ЮУЖД. – Это свободные арендопригодные площади. В настоящее время Южноуральская дирекция железнодорожных вокзалов (ЮУРДЖВ) получила разрешение самостоятельно вовлекать их в оборот, то есть заключать прямые договоры с местными предпринимателями (по действующему правилу, ЮУРДЖВ обязана выставить площади на торги). По результатам аукциона с победителем будет заключен договор аренды».
Выставление на аукцион ранее не сдававшихся в аренду площадей проходит в рамках концепции эффективного использования вокзальных комплексов РЖД. Дирекция железнодорожных вокзалов стремится увеличить долю коммерческих площадей на вокзалах до 20-25 процентов.
«Начальная цена годовой арендной платы определяется независимыми оценщиками, с учетом налога на имущество, амортизационных отчислений, НДС, без учета эксплуатационных расходов и коммунальных платежей, – уточнили в ЮУЖД. – Площади можно использовать под офисы, магазины мелкорозничной торговли, оказание услуг, складские помещения и тому подобное».
Эксперты Chel.ru считают, что заявленная стоимость аренды для большинства лотов завышена.
«Стоимость аренды в лоте №5, подходящем под предприятие общественного питания – 252 рубля за квадратный метр – вполне адекватна, – комментирует руководитель «IBC-недвижимость» Станислав Ахмедзянов. – Но что касается площадок под минимаркеты, к примеру, лоты №3 (2-й этаж железнодорожного вокзала) и №6 (подвал железнодорожного вокзала), то предложенная ЮУЖД стоимость завышена: 1629 рублей за один квадратный метр – столько стоит аренда в центральной части проспекта Ленина. Сейчас продуктовые минимаркеты в Челябинске платят в основном по 550-650 рублей за один квадратный метр. К тому же важно понимать, что можно реализовывать на этой площадке. Если продавать алкоголь можно, тогда столь высокую аренду магазины еще смогут вытянуть. В ином случае занимать площадку невыгодно».
«Неперспективное предложение, – соглашается коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – И дело не только в стоимости аренды, которая здесь завышена». По словам собеседника сайта, на рынке недвижимости предложений много, но прежде чем сказать, стоит ли открывать магазин в том или ином месте, нужно ответить на вопрос: «Кто в него будет ходить?» «Жилой сектор в том районе, конечно, приличный, но не думаю, что масса людей пойдет с ближайшего микрорайона закупаться на вокзал хотя бы потому, что есть магазины ближе, а народ сейчас старается ходить туда, где удобнее, – продолжает он. – Плюс подъехать к железнодорожному вокзалу проблематично, припарковаться сложно. В итоге наш вокзал на 80 процентов – для тех людей, которые куда-либо едут. Ну и зачем супермаркет человеку, который куда-то едет? В поезде нет холодильников, значит покупать в дорогу он будет мелочи вроде печенья, сока и воды, которые можно приобрести в каждом киоске. Вот и получается, что киоски на вокзалах развивать прибыльно, а магазины в 500 квадратных метров – вряд ли».
Респонденты Chel.ru отметили, что развитие заведений общественного питания на железнодорожном вокзале и любого иного бизнеса – достаточно своеобразно и значительно зависит от пассажиропотока и месторасположения.
«На железнодорожном вокзале все очень зависит от месторасположения, – уверен Станислав Ахмедзянов. – К магазину в дальнем углу просто никто не пойдет, в отличие от магазина, расположенного около главной лестницы. Еще у арендаторов второго этажа посетителей наверняка будет гораздо больше, чем у тех, которые развивают свой бизнес в подвале здания. Учитывая все это и заявленную арендную ставку, считаю оценку ЮУЖД некорректной».
«Наш холдинг арендует на железнодорожном вокзале около одной тысячи квадратных метров под пять площадок уже не первый год, – рассказал генеральный директор холдинга предприятий «Уральские пельмени» Виталий Воробьев. – Помимо традиционной конкуренции, в работе на железнодорожном вокзале есть одна важная особенность – сезонность пассажиропотока. Зимой он сокращается не менее чем в два раза. То есть зимой нужно быть готовым штат либо сократить в два раза, либо на время перераспределить. Поэтому компаниям-новичкам в сегменте HoReCa и компаниям, не имеющим площадей в другом месте, приходится сложно. А в целом, если бы работать там было невыгодно – давно бы освободили площади».