Коммунальные службы и предприятия розничной торговли будут передавать данные о неплательщиках в бюро кредитных историй. Кроме того, из кредитных историй исчезнет информация о неудачных попытках взять кредит. Нововведения в законопроект, который разработал Минфин РФ, позволят повысить привлекательность России в рейтинге Всемирного банка, считают представители этого ведомства. Представители банков говорят о том, что информация о просроченных долгах в любой сфере является характеристикой финансовой дисциплины.
Информация о долгах граждан и организаций по коммунальным платежам будет передаваться в бюро кредитных историй. Поправки к законопроекту «О кредитных историях» подготовило Министерство финансов, сообщает газета «Ведомости». В законопроекте говорится, что задолженность должна быть подтверждена судебным решением. Неплательщик будет уведомлен, что его данные отправлены в бюро кредитных историй. По информации «Ведомостей», законопроект будет направлен на рассмотрение в Госдуму осенью этого года.
Генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин считает, что это инициатива положительно скажется на состоянии кредитного рынка. «Чем больше банк будет знать о своем заемщике, тем качественнее он сможет оценивать риски. Если у человека имеются долги за ЖКУ, риски при выдаче ему кредита выше. Это конечно, не значит, что он совсем не получит кредит. Но условия для него, конечно, будут хуже, чем для граждан, своевременно и в полном объеме выполняющих свои обязательства – будь то обязательства перед банками-кредиторами, коммунальными службами или другими поставщиками товаров и услуг», – сказал Александр Викулин.
Представители банковской сферы согласны с тем, что данное новшество позволит банкам снизить уровень рисков при выдаче кредитов. Кредитная история важна и для частного клиента, и для предпринимателя, отмечает управляющий РОО «Челябинский» ВТБ24 Ирина Кудрякова. «Платежи за ЖКХ, налоги также характеризуют платежную дисциплину. Вот пример: предприниматель подает заявку на получение кредита на десять миллионов рублей. Мы начинаем его проверять, и вдруг выясняется, что у него есть задолженность по оплате коммунальных платежей на 30 тысяч рублей. Это ярко характеризует его финансовую дисциплинированность», – говорит Ирина Кудрякова.
По словам заместителя регионального директора по развитию розничного бизнеса операционного офиса Промсвязьбанка в Челябинске Любви Пановой, включение в кредитные истории данных о задолженности граждан за услуги ЖКХ будет полезно банкам в качестве источника дополнительной информации о заемщике. «Но прежде всего, это даст управляющим компаниям еще один рычаг воздействия на должников», – добавляет она.
По мнению Ирины Кудряковой, если потенциальный заемщик не следит даже за такой мелочью, как платежи за ЖКХ, то велика вероятность, что он не будет соблюдать и сроки внесения ежемесячных платежей по кредитам. «Именно поэтому банк обращает на это внимание», – отмечает Ирина Кудрякова.
«Факт наличия задолженности говорит о финансовой дисциплине потенциального заемщика, и данные сведения, безусловно, интересны банкам, – соглашается Любовь Панова. – Однако не стоит забывать, что суммы задолженностей могут варьироваться от нескольких сот до сотен тысяч рублей. Не думаю, что, например, правомерно причислять к категории недобросовестных заемщиков клиентов с задолженностью по оплате ЖКХ до 1000 рублей», – считает она.
Юрист Евгений Яковенко уточняет, что при взыскании задолженности по коммунальным платежам ответчиком выступает собственник жилья. По информации Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, с начала года в регионе возбуждено почти 120 тысяч исполнительных производств о взыскании задолженности по коммунальным платежам. «Общая сумма долгов перед коммунальными предприятиями составляет 1 миллиард 182 миллиона рублей – это задолженность как граждан, так и организаций», – рассказали в пресс-службе УФССП. За этот же период было завершено 12 тысяч исполнительных производств на общую сумму 96 миллионов рублей.
Отметим, что разработанный Минфином законопроект содержит еще ряд нововведений. Так, из бюро кредитных историй предлагается убрать сведения о неудачных попытках взять кредит. По действующему же закону информация даже о тех об обращениях в банк, которые не увенчались успехом, остается в бюро. Кроме того, будет сокращен срок предоставления гражданам историй: с десяти до одного дня при обращении по месту жительства и до трех дней в ином случае. Если же у гражданина нет кредитных обязательств, то он может потребовать, чтобы его история была удалена.