Челябинские мотоциклисты взялись за развитие нового сервиса для местной индустрии досуга и развлечений – мототакси. Стоимость поездки варьируется от 300 до 600 рублей. Инициаторы проекта пока не ставят перед собой амбициозных коммерческих целей, однако уверены в перспективности стартапа. Эксперты Chel.ru считают идею жизнеспособной, но, по их мнению, организаторам следовало бы отказаться от использования слова «такси» – эта услуга все равно не станет альтернативой традиционным «шашечкам».
Инициаторами проекта «Первое мототакси в Челябинске» выступили Дмитрий Попков и Дмитрий Прыкин. На сегодняшний день автопарк предприятия насчитывает шесть мотоциклов Suzuki GSX-R, Aprilia Shiver 750, Honda CB1300 SF, Honda VFR750, Honda VTR1000, Honda CBR1000 RR. Стоимость поездок варьируется от 300 до 600 рублей. Байки находятся в частной собственности мотоциклистов, которые перечисляют координаторам по 20 процентов от стоимости поездки. Услуги рассчитаны на тех, кто решил зарядиться позитивом, не хочет опоздать на важные мероприятия или серьезные встречи, самолет или поезд. Перечень услуг также включает в себя мотосопровождение торжеств, фотосессии на мотоциклах, обучение базовым навыкам управления байком и помощь в получении прав категории А. Пока же поездки чаще всего заказывают девушки, желающие с ветерком прокатиться по вечернему городу.
«Прыкин с 15-летнего возраста лет дружит с железным конем, от отца ему досталась старая «Ява-350» семидесятых годов выпуска, – рассказывает Попков. – А я с 17 лет за рулем мотоцикла. На первые заказы выезжали сами». Главным плюсом сервиса организаторы называют его эксклюзивность. «А вот покорять пробки в нашем городе пока что нет необходимости, – говорит Попков. – Челябинские дороги пока еще не настолько загружены, чтобы маневренность мотоцикла можно было считать ключевым преимуществом».
Сама идея, конечно, не новая – в Челябинске и раньше пробовали освоить эту нишу, но поставить дело на поток застрельщикам всегда что-то мешало. Вероятно, отсутствие внятных понятий о том, насколько это может быть выгодно. Впрочем, и нынешние организаторы пока не ставят перед собой серьезных бизнес-задач, поэтому и затрудняются назвать объемы ожидаемых прибылей. Хотя отбить затраты – 20 тысяч рублей за разработку сайта – будет несложно.
«Мы преследуем скорее не коммерческие, а идеологические цели, – говорит Попков. – Хотим дать возможность прокатиться на мотоцикле каждому, ведь раньше таких возможностей не было. И по мере сил будем поддерживать этот проект. В других городах, в том же Магнитогорске, есть мототакси. Чем мы хуже?»
Эксперты Chel.ru считают, что в сегменте entertainment-услуг мототакси имеет право на существование, но оно не составит серьезной конкуренции автомобильному такси.
«Вряд ли они смогут претендовать на какую-то рыночную долю, – говорит директор такси «Класс» Дмитрий Сковородин. – Хотя бы потому что перевозка пассажиров относится к лицензируемым видам деятельности, и существует ряд критериев, под которые мотоциклисты вообще не попадают. Наверное, это больше к услугам проката относится».
Похожего мнения придерживается президент ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский. «Альтернативой автомобильному такси они точно не станут, – утверждает эксперт. – Потому что далеко не каждый из тех, кто пользуется услугами обычного такси, согласится сесть на мотоцикл. Кто-то побоится за свою жизнь, а кто-то – костюм в луже забрызгать. Но прокатиться с ветерком или заказать эскорт на свадьбу – почему бы и нет? Думаю, для чистоты своих бизнес-задумок и во избежание каких-то недоразумений они должны придумать для себя какой-то другой термин. Потому что это все-таки не такси в привычном понимании этого слова».