Игроки челябинского аудиторского рынка воздержались от участия в забастовке, которую инициировал Межрегиональный профсоюз аудиторов и бухгалтеров в знак протеста против монополизации рынка. По условиям акции 20 и 21 мая бастующие не выдавали клиентам аудиторские заключения. Челябинские компании прохладно отнеслись к этой идее – во-первых, потому что считают сомнительными обвинения в адрес Минфина и «большой четверки», во-вторых, им показался странным сам формат акции. Эксперты Chel.ru расценивают отказ от забастовки как показатель профессиональной зрелости участников рынка.
По данным Межрегионального профсоюза аудиторов и бухгалтеров, в забастовке приняли участие около 350 аудиторских фирм и более двух тысяч индивидуальных аудиторов. Профсоюзные активисты объясняют свою озабоченность тем, что рынок практически полностью контролируется «большой четверкой» (имеются в виду компании PricewaterhouseCoopers, Deloitte, KPMG и Ernst & Young), тогда как небольшие фирмы и индивидуалы сидят без работы. По их мнению, это результат протекции Министерства финансов РФ и, в частности, руководителя профильного комитета Леонида Шнейдмана, который перешел в Минфин в 2004 году с должности партнера PricewaterhouseCoopers.
«Рынок аудита находится даже не в стагнации, а в глубоком кризисе, – заявил в беседе с РБК daily председатель исполкома Межрегионального профсоюза аудиторов и бухгалтеров Леонид Блинков. – Судите сами: в 2008–2012 годах рынок аудита вырос всего на 1,3 процента, и то в основном за счет деятельности «большой четверки». Число аудиторских фирм снизилось с 8,5 тысяч до 4,5 тысяч, число аудиторов – с 35 тысяч до 23 тысяч». По оценке Блинкова, только за последние два года аудиторы потеряли пятую часть своих клиентов (около 18 тысяч организаций), при этом все 400 крупнейших компаний страны являются клиентами «большой четверки».
Руководитель департамента аудиторских услуг KPMG в России СНГ Андрей Швецов не согласен с тем, что отрасль монополизирована. «Даже KPMG ощущает жесткую конкуренцию на рынке, – цитирует Швецова РБК daily. – Все аудиторские компании находятся в одинаковой конкурентной среде, хотя и на разных стартовых позициях – с точки зрения опыта, методологий, репутации и качества персонала».
Челябинские аудиторы по-разному объясняют свой отказ от участия в забастовке. Например, генеральный директор ЗАО «Аудит-Классик» Татьяна Севастьянова категорически не согласна с обвинениями в адрес Минфина. «Обвинять Шнейдмана в проблемах становления рынка – это детский сад какой-то, – говорит она. – Да, жить нам становится все сложнее, но это не говорит о том, что виноват Минфин или «большая четверка». Потому что клиенты сами решают, чьими услугами пользоваться». При этом Севастьяновой показались странными не только заявленные организаторами причины, но и сам формат забастовки. «Не выдавать в течение двух дней заключения – а кому мы хуже-то сделаем? Своим клиентам? То, что челябинские компании отказываются участвовать в таких акциях, я только приветствую. Это говорит о высоком уровне сознательности наших аудиторов», – подчеркивает респондент сайта.
Как отметил старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар» Алексей Овакимян, монополизм «большой четверки» распространяется только на публичные компании. «Если компания хочет работать на фондовой бирже, тем более если это иностранная биржа, то без заключения контрактов с «большой четверкой» не обойтись, – говорит Овакимян. – На этом их монополизм и держится. Что касается регионального рынка аудита, то здесь они никому не мешают, работай не хочу».
Прохладно отнеслась к идее забастовки и директор аудиторской консалтинговой фирмы «ФИН-АУДИТ» Татьяна Ольховатская. «Если организуется такая акция, потенциальный участник протеста должен иметь представление, какие цели преследуются, в чем может выражаться эффект от забастовки и почему это может быть на руку игрокам рынка. В данном случае ответов на эти вопросы я не вижу».
Но ситуация на рынке действительно неоднозначная, признает Ольховатская. До 2011 года обязательному аудиту подлежали компании с годовой выручкой свыше 50 миллионов рублей, а введение нового критерия в ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» (показатель вырос в восемь (!) раз, свыше 400 миллионов рублей) больно ударило по клиентским базам практически всех российских аудиторских компаний. С другой стороны, как отмечает эксперт, это привело к увеличению финансовых показателей аудиторов – объемы годовой выручки выросли примерно на 10-15 процентов. «После того, как закон перекроили, рынок очистился, в первую очередь ушли те, кто занимался «черным» аудитом, – объясняет Татьяна Ольховатская. – Остались те, кто реально способен проводить качественный аудит и отвечает жестким требованиям к членству в СРО. Соответственно, вырос и средний чек услуг аудиторов». По ее словам, новый закон действует еще не так долго, чтобы можно было расставлять точки над i и говорить о монополизации рынка.
В Межрегиональном профсоюзе аудиторов и бухгалтеров говорят, что пока рано оценивать эффект от забастовки. По словам Блинкова, кроме отказа выдавать заключения, аудиторы организовали точечную рассылку буклетов с изложением сложившейся ситуации по 25 адресам. Письма были направлены в администрацию президента, аппарат правительства, комитет по финансовым рынкам Госдумы и в ФСБ.