Российский бизнесмен Дмитрий Шаповалов подал в Роспатент жалобу на компанию Microsoft, владеющую в России товарным знаком Windows, а теперь собирается идти в суд. Как пишут «Известия», Шаповалов является генеральным директором и совладельцем ООО «Вельтпласт», которое до 2007 года производило «Народные окна» (сейчас этот бизнес продан) и владело доменом Windows.ru. Лишившись права на домен по иску Microsoft, бизнесмен решил отобрать у корпорации товарный знак Windows. Роспатент доводы Шаповалова не убедили, и теперь в его планах продолжить спор в судебном порядке.
«Я не приемлю, когда у меня что-то отбирают, – цитирует издание российского бизнесмена. – За отобранный коробок спичек я глаза выцарапаю. Иначе я не был бы бизнесменом. О том же домене Windows.ru можно было договориться за три рубля и стакан коньяка. Он больше не стоит. Но когда приходят и нагло начинают его отбирать после девяти лет владения, это неправильно. Тогда будем сражаться. Я нанесу максимально возможный ущерб – имиджу, репутации».
В августе прошлого года Девятый арбитражный апелляционный суд запретил Шаповалову использовать принадлежащий Microsoft товарный знак Windows в доменном имени. Позже и Высший арбитражный суд отказался пересматривать решение вышестоящих инстанций. С декабря прошлого года домен стал собственностью компьютерной корпорации.
Тогда Шаповалов решил лишить корпорацию ее права на бренд на российском рынке. В России Microsoft зарегистрировала слово Windows по нескольким классам, в том числе 9 классу МКТУ, который включает в себя компьютерные программы, носители информации, устройства для игр и развлечений и так далее.
В декабре бизнесмен подал в Палату по патентным спорам возражение против регистрации бренда Windows в России. Он указал на то, что слово «окна» является в нашей стране общеупотребительным. Кроме того, отметил Шаповалов, Microsoft окон не выпускает, а стало быть, бренд может вводить потребителей в заблуждение.
Microsoft в ответ на это отметила, что слово Windows, относясь к товарам девятого класса, не является указанием на характеристики этих товаров, а значит, носит фантазийный характер, просто создавая образ. В итоге Палата по патентным спорам отказалась лишать товарный знак охраны. Теперь Шаповалов намерен проконсультироваться с юристами и, скорее всего, пойдет в суд оспаривать решение.
Эксперты отмечают, что отказ Роспатента вполне логичен и обоснован. Они отмечают, что бренд, под которым Microsoft представляет на рынке свои операционные системы, зарегистрирован в нашей стране уже более двадцати лет и за это время приобрел отличительную способность в отношении товаров 9-го класса МКТУ. Что касается потребителей, то вряд ли кто-то воспринимает слово windows как родовое или видовое наименование для товаров этой категории.