Администрация города призывает челябинских льготников срочно активировать транспортные карты, в противном случае с 1 июня они будут заблокированы. Год назад аналогичное требование по активации карт вызвало большое скопление пожилых людей в диспетчерских пунктах. В этом году ситуация может повториться, предостерегают в мэрии. Между тем, по мнению экспертов, технически задача по активации карт может быть решена иным способом, без необходимости постоянно «сгонять» льготников в пункты обслуживания.
По информации Управления транспорта, на сегодняшний день не провели активацию карт 45 тысяч региональных льготников, у большинства срок действия карты заканчивается 1 июня. Им необходимо прийти в один из центров выдачи социальных карт и активировать проездной документ. При себе необходимо иметь паспорт и документ, подтверждающий право на получение льготы.
«Льготникам не стоит пугаться: получать заново карту не придется, – отметил директор МУП «Служба организации движения» Василий Муленков. – Но нужно пройти процедуру активации и продлить срок действия карты еще на год».
«Чтобы избежать конфликтных ситуаций в общественном транспорте, региональным льготникам лучше заранее позаботиться об активации своей карты», – отмечают в мэрии. В апреле прошлого года, когда льготники активировали выданные им новые карты, в пунктах обслуживания скапливались большие очереди, преимущественно из пожилых людей. Побывавший тогда в одном из пунктов сити-менеджер Сергей Давыдов возмутился огромными очередями и назвал происходящее «бардаком».
Социальными картами пользуются:
- школьники,
- студенты,
- пенсионеры,
- ветераны труда.
По словам пресс-секретаря Управления транспорта Валентины Богомазовой, активировать карту повторно необходимо для того, чтобы продлить льготу. «Это связано с тем, что льготники могут переходить из одной категории в другую. Изначально требовалось активировать карту каждые три месяца, но из-за недовольства горожан было решено проводить эту процедуру раз в год», – рассказала Валентина Богомазова. По ее словам, в пункте обслуживания у льготника проверят документы, просканируют карту. «Вся процедура займет не больше минуты», – заверяет Валентина Богомазова. В городе действует 13 пунктов обслуживания, в которых можно активировать карты.
Напомним, что в начале прошлого года в Челябинске была проведена замена карт, которыми пользуются льготники для проезда в общественном транспорте. Обслуживанием новой платежной системы занимается МУП «Служба организации движения» (МУП СОД).
Как отмечает один из специалистов в сфере платежных систем, прежняя система обслуживания платежей в транспорте не предусматривала необходимости постоянно активировать карты. «Технически задача была решена иначе: если человек утрачивал право на льготу, то его данные вносили в стоп-лист, память терминалов это позволяла. Остальным же льготникам не надо было специально продлять карты. Отрегулировать систему подобным образом вполне возможно, почему это не делается – вопрос к организации, которая занимается обслуживанием», – рассказал собеседник сайта.
По информации Управления федеральной антимонопольной службы, которая проводила расследование по факту смены обслуживающей муниципальных перевозчиков организации, МУП СОД ежемесячно получает 2% от всех совершенных транзакций по картам. Так, за период с апреля по декабрь 2012 года перевозчики выплатили МУП «Служба организации движения» 27,7 миллиона рублей. В материалах регионального УФАС также говорится о том, что обслуживание «старой» системы обходилось на 68% дешевле – так, за период с апреля по декабрь 2011 года было заплачено 16,5 миллиона рублей.
По мнению генерального директора «ЛАНИТ-Урал» Александра Кондакова, вариантов решения проблемы с пополнением и активацией транспортных карт достаточно много, но все они ограничены. «На мой взгляд, оптимальный выход из положения – перевод функций социальной карты на универсальную электронную карту. Это документ, удостоверяющий личность, полис обязательного медицинского страхования, СНИЛС, а также удостоверение права на получение государственных и муниципальных услуг. Универсальная электронная карта может выступать и как платежная банковская карта. Граждане, не имеющие доступа к Интернет, могут работать с картой через систему инфоматов, число которых в области постоянно увеличивается», – рассказал Александр Кондаков.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА