Американская компания Apple открыла первый официальный онлайн-магазин в России. Теперь «яблочные» устройства и аксессуары для них можно купить напрямую, без посредников. Однако сэкономить на покупке устройств Apple в онлайн-магазине едва ли удастся: цены здесь часто выше, чем в розничных магазинах. О плюсах и минусах нового магазина, а также о том, стоит ли ожидать дешевой техники Apple в России, рассказали эксперты.
Первый российский интернет-магазин Apple начал работать 26 июня. На сайте представлены практически все актуальные модели «яблочных» устройств: плееры iPod, смартфоны iPhone, планшеты iPad, компьютеры Mac и аксессуары для них. К счастью, все гаджеты продаются в «разлоченном» виде, то есть без привязки к оператору. Выбор нужной модели осуществляется так же, как на американском сайте: сначала клиент выбирает цвет устройства, затем размер его памяти, по желанию докупает аксессуары и оформляет заказ.
Надпись на официальном сайте уверяет, что потребители покупают технику напрямую у Apple, а не через посредников, как это привыкли делать россияне. При покупке товара от четырех тысяч рублей можно получить бесплатную доставку в подарок – правда, только по Москве и Санкт-Петербургу. В скором времени компания планирует расширить географию и доставлять устройства с локального российского склада по всей стране.
Неприятно удивили цены на предлагаемые фирменные товары. Участники рынка ожидали, что они будут ниже, чем в конкурирующих розничных сетях. Однако стоимость многих гаджетов оказалась выше, чем у ряда российских реселлеров. С американским и европейским рынками разница, как правило, еще более существенная.
Так, к несчастью российских пользователей, стоимость топового смартфона iPhone здесь оказалась выше, чем в России, Европе и США. В новом онлайн-магазине iPhone 5 стоит от 30 до 40 тысяч рублей в зависимости от объема памяти. К слову, средняя цена iPhone 5 с 16 Гб памяти в российских интернет-магазинах – 25 тысяч рублей. В Великобритании флагман продается примерно по такой же стоимости. А в США его можно купить на 15 тысяч рублей дешевле, чем в российском Apple Online Store. Предыдущие модели iPhone 4 и iPhone 4S стоят в онлайн-магазине даже дороже, чем в сетях «Связной» и «М.Видео».
Цены на компактный планшет iPad mini сопоставимы с российской розницей. В Великобритании и Германии модификации iPad почему-то дороже на 2-4 тысячи рублей. В США по-прежнему техника доступней: экономия на планшеты составит 4-8 тысяч рублей.
Компьютеры российское подразделение Apple Online Store продает по относительно выгодным ценам. Ноутбуки MacBook можно купить здесь на пару тысяч рублей дешевле, чем в Германии или Великобритании. Правда, в США цены на ноутбуки Apple остаются гораздо ниже – примерно на 15-20 тысяч рублей.
Так или иначе, но цены на технику Apple в России в силу экономических факторов никогда не приблизятся к уровню цен в США, считает аналитик независимого агентства «Инвесткафе» Кира Завьялова. Относительно высокие цены на технику Apple в российском онлайн-магазине она объясняет желанием высокой маржи. «Apple не имело смысла снижать цены, по крайней мере сразу. Конкуренция с ритейлерами для компании не представляется большой проблемой, – говорит Кира Завьялова. – Между тем сохранение цен на прежнем уровне означает более рентабельные продажи. Впрочем, со временем ценовая политика вполне может быть скорректирована в случае неудовлетворительной динамики продаж и понижения цен самими ритейлерами».
Аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко придерживается другого взгляда на корректировку ценовой политики Apple: «Возможно, открытие магазина предшествует некоторым действиям компании по отношению к российским торговым сетям, которым будут ужесточать условия дистрибуции, поэтому условия могут измениться и у них».
Невзирая на существенный «ценовой» недостаток и пока еще узкий функционал онлайн-магазина, он обладает рядом достоинств. Во-первых, новые устройства будут появляться в России одновременно с мировым стартом продаж. Во всяком случае, новинки попадут в магазин Apple значительно раньше, чем к их российским партнерам.
Во-вторых, сервис предлагает покупателям бесплатную услугу гравировки устройств iPad и iPod, а также возможность оформить сборку компьютера Mac под заказ. Более того, онлайн-магазин привлечет клиентов, которые предпочитают заказывать гаджеты в проверенных местах.
Одни эксперты считают, что смещение потребительской активности от розницы реселлеров к онлайн-магазину Apple вполне возможно. «Важную роль в этом сыграет высокая узнаваемость бренда и доверие потребителей», – поясняет Кира Завьялова. Другие же полагают, что оснований ожидать такого смещения пока нет: прежде всего из-за высокого уровня цен в онлайн-магазине.
По слухам, компания Apple рассматривает возможность открытия первого розничного магазина в ближайшее время в Москве. Между тем аналитик Анатолий Вакуленко считает, что сейчас не лучший период для развития собственных розничных сетей производителей. «Еще недавно эти сети во всем мире пережили схлопывание на фоне падения спроса, – говорит эксперт. – Ритейлеры, предлагающие товары разных брендов, оказываются более гибкими и устойчивыми к колебаниям платежеспособного спроса».
Напомним, что до открытия первого онлайн-магазина Apple россияне могли покупать «яблочные» девайсы только в сетях магазинов, которые заключили соглашение с американским производителем.