Кассиры на челябинских автовокзалах продолжают обсчитывать пассажиров, навязывая в придачу к билету полис «добровольного» страхования жизни и здоровья. Кроме того, на ряде автовокзалов по-прежнему взимают с пассажиров от десяти до двадцати рублей за предварительную продажу билета. В региональной антимонопольной службе эти действия считают незаконными и призывают горожан не переплачивать. Между тем специалисты напоминают – жизнь и здоровье пассажиров с этого года и так застрахованы, так что расходы на личное страхование на время поездки просто излишни.
В ходе пресс-конференции, которая прошла во вторник, представители УФАС по Челябинской области рассказали, что на автовокзалах в городах области по-прежнему с пассажиров взимается от десяти до двадцати рублей за предварительную продажу проездного документа, а также им в принудительном порядке навязывают полис добровольного страхования жизни и здоровья на время поездки. По словам руководителя Челябинского УФАС России Анны Козловой, эти действия кассиров попадают под нарушение антимонопольного законодательства. «У пассажиров даже не спрашивают, нужен ли им полис добровольного страхования, а автоматически продают проездной документ и прикрепляют к нему полис добровольного страхования, – поясняет она. – Стоимость его варьируется в районе пяти рублей. Такие злоупотребления со стороны кассиров необходимо фиксировать соответствующим образом и обращаться в антимонопольный орган», – заключает Анна Козлова. По ее словам, если пассажиру вместе с билетом все же продали страховой полис без его согласия, он может потребовать возврата переплаченных средств. В случае отказа пассажир вправе обратиться в суд и потребовать не только возврата страхового взноса, но и компенсации морального вреда.
Ранее за добровольно-принудительное страхование всех пассажиров руководителей автовокзалов Челябинска, Миасса, Каслей и Магнитогорска уже привлекали к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. По действующему законодательству юридическим лицам грозит штраф до одного миллиона рублей, должностным лицам – 15 000 рублей.
Как заявила ChelFin.ru директор Северного автовокзала Челябинска Мария Маскина, продажа полисов добровольного страхования жизни и здоровья осуществляется только с согласия пассажиров. «Говорить о нарушении закона не совсем правильно. Кассиры интересуются у пассажиров – нужна ли страховка на время поездки. Более того, зачастую сами пассажиры просят оформить страховой полис», – объясняется она.
Эксперты считают, что тратиться на полис добровольного страхования на период поездки уже просто не имеет смысла. С 1 января текущего года в России вступил в силу федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков. Согласно нему перевозчик несет ответственность перед пассажирами на период поездки. В случае ДТП страховая компания перевозчика обязана будет возместить пострадавшему траты на лечение и реабилитацию. Пресс-секретарь управления транспорта Челябинска Валентина Богомазова рассказывает, что в связи с изменениями в законодательстве пришлось застраховать все троллейбусы, автобусы и трамваи. «Если челябинец, находясь в общественном транспорте, попадет в аварию, то по предъявлении билета ему может быть произведена определенная выплата денежных средств от страховой компании. Для нас затраты на страхование были весьма существенными, и не исключено, что это отразится на стоимости проезда – однако точно не в ближайший год», – успокаивает она.
Руководитель управления страховых выплат по финансовым рискам и ответственности «АльфаСтрахования» Оксана Киселева объясняет, что страховым случаем признается причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров при перевозке. При получении травмы пассажиру необходимо информировать о случившимся представителя перевочика – водителя или кондуктора – и обратиться в медицинское учреждение, собрав полный пакет документов, подтверждающий факт, время и причину причинения вреда. После этого пострадавший пассажир может обратиться за возмещением в страховую компанию. «Существует специальная шкала компенсаций, утвержденная постановлением правительства страны. Максимальное возмещение – 2 млн рублей – выплачивается в случае гибели пассажира или получения им первой группы инвалидности. Остальные суммы рассчитываются в зависимости от тяжести причинения вреда здоровью в процентном соотношении от 2 млн руб. Например, при ожогах возмещение составляет от 3 до 40% от этой суммы, при сотрясении мозга – от 3 до 25%, при потере зубов – от 5 до 20%», – резюмирует эксперт.