Министерство связи и массовых коммуникаций разработало правила оказания услуг телефонной связи, которые должны заменить два действующих документа: правила оказания услуг фиксированной связи и соответствующие нормы для связи подвижной. Проект нового нормативного акта был опубликован для всеобщего обсуждения на специально предназначенном для этого сайте правительства, пишут «Ведомости».
В пояснительной записке к проекту документа говорится, что действующие сейчас правила избыточно регулируют рынок, поэтому их приходится постоянно корректировать. Кроме того, нынешние правила во многом дублируют положения законов. В отличие от них новые правила рамочные и предусматривают единый подход к регулированию как подвижной, так и фиксированной связи. Помимо всего прочего, они включают в себя уже утвержденный кабинетом министров порядок перенесения мобильных номеров от одного оператора к другому.
Авторы нового документа предлагают избавиться от излишнего административного регулирования взаимоотношений операторов и абонентов, переведя все детали этих взаимоотношений на уровень абонентского соглашения. При этом сами мобильные операторы считают, что пока новые правила – это просто два уже действующих документа, сведенных в один, и ничего принципиально нового в них нет.
Эксперты от рынка фиксированной связи между тем отмечают, что новые правила ставят операторов мобильной и проводной связи в неравные условия. Изучив проект, они делают вывод, что прежде всего он защищает интересы сотовых операторов, по сути предоставляя им преимущества перед операторами проводной связи.
В частности, для фиксированных операторов тарифный план является существенным условием договора с абонентом, а для мобильных операторов не является, что дает последним возможность чаще и быстрее менять тарифы. В Минкомсвязи такое различие объясняют тем, что в фиксированном сегменте тарифы операторов-монополистов регулируются государством.
Новые правила, как и нынешние, обязывают операторов проводной связи вносить изменения в договоры с абонентами в виде дополнительных соглашений, в то время как мобильные имеют право сами решать, какие действия абонента говорят о его согласии с изменением тех или иных положений договора, отмечают эксперты.
Кроме того, мобильный оператор вправе продолжать обслуживание абонента даже в том случае, когда на счету последнего закончились средства, то есть «в минус». В правилах написано, что это должно осуществляться «с согласия абонента», но в чем именно это согласие должно выражаться, неясно. Также специалистов насторожило положение о том, что за просроченный долг абоненты должны буду платить оператору неустойку в размере одного процента в день.
Представители операторов как проводной, так и мобильной связи сообщают, что пока анализируют проект, а в Минкомсвязи обещают принять во внимание все замечания.