В Челябинске с начала августа зарегистрировано несколько случаев групповых заражений сальмонеллезом, полученных в заведениях общепита. По данным управления Роспотребнадзора, вспышки заболевания были связаны с употреблением продукции в ресторане «Своя компания», кондитерских «Де Коль», а также компании «Продлайн». Представители указанных заведений говорят о том, что пересмотрели свои отношения с поставщиками сырья. По мнению экспертов, челябинский общепит испытывает объективные трудности с поставщиками продуктов, и случай с распространением сальмонеллеза – яркое тому подтверждение.
С начала августа в Челябинске произошло несколько вспышек сальмонеллеза. В отличие от майского отравления профитролями, в этот раз источником распространения пищевой инфекции стали предприятия общепита. Так, в начале августа по решению суда была приостановлена деятельность ресторана «Своя компания» (ООО «ХоумСервис-Челябинск») на улице Советской. Затем были зарегистрированы случаи заражения, связанные с употреблением продукции ООО «Продлайн» (поставщик комплексных обедов). На этой неделе стало известно о распространении пищевой инфекции в сети кондитерских «Де Коль».
Каждый раз число пострадавших составляло от девяти до 18 человек. Всего за две недели августа с диагнозом «сальмонеллез» были госпитализированы 43 человека. Специалисты Роспотребнадзора говорят о том, что причиной заболевания была продукция, для приготовления которой использовалось куриное мясо, например, кесадия-лаваш с куриным мясом.
«Факторами, способствующими возникновению заболеваний, послужили нарушения технологии приготовления, сроков и условий хранения продукции, несоблюдение требований санитарно-противоэпидемического режима работниками пищевых предприятий», – говорят в управлении Роспотребнадзора по Челябинской области.
В сети кондитерских «Де Коль» возникшую ситуацию с распространением сальмонеллеза связывают с некачественной продукцией местного производителя куриного мяса. «Мы лишь опосредованные виновники. Источник инфекции – в готовом сырье, копченой куриной грудке, которую нам поставлял один из местных производителей. Мы уже расторгли с ним договор и перешли на другого поставщика. Теперь решается вопрос, кто должен компенсировать ущерб пострадавшим», – рассказала руководитель компании Лидия Демчук. По ее информации, с данным поставщиком работали и другие «пострадавшие» от сальмонеллеза предприятия общепита. «Не одно предприятие закрыто по вине курочки», – добавила она.
В сети ресторанов «Своя компания» пояснили, что до конца так и не установлено, являлось ли посещение ресторана причиной возникновения заболевания. «В Челябинске превышен эпидемиологический порог по жалобам от населения. Обращения касаются в том числе и других точек общественного питания города, помимо «Своей компании». Что именно послужило причиной жалоб на наш ресторан, до конца Роспотребнадзором не выявлено, так как все обратившиеся имеют разные формы заболевания, и источник заболеваний не установлен», – рассказали Chel.ru в компании.
«Мы связались со всеми заболевшими, кто посещал наши рестораны в разгар эпидемиологического неблагополучия, принесли им свои извинения и возместили понесенный ущерб, – добавил представитель «Своей компании». – Со своей стороны нами были приняты все меры для предотвращения таких случаев в будущем: ужесточен контроль входящего сырья, пересмотрена система контроля здоровья сотрудников ресторанов, проведена полная внеплановая санитарная обработка всех помещений, посуды и инвентаря».
По мнению экспертов, в последнее время в Челябинске все сложнее становится работать с поставщиками. Также представители этой отрасли говорят о том, что проблемы с качеством возникают в погоне за удешевлением стоимости блюд.
Управление Следственного комитета по Челябинской области начало проверку по информации об отравлении 15 человек продукцией сети кондитерских «Де Коль». В ходе доследственной проверки будет рассматриваться вопрос о наличии в действиях виновных лиц признаков преступления, предусмотренного частью 1 статьи 236 УК РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей.
По словам управляющего сети пиццерий «Пиццамания» в Челябинске Алексея Носкова, в последнее время все чаще приходится сталкиваться с недобросовестностью поставщиков. «Проблема с качеством поставляемой продукции в Челябинске действительно есть. В последнее время все чаще приходится искать новых поставщиков, и не для того, чтобы расширить ассортимент, а потому что не устраивает качество. И в данном случае по большому счету вины в том, что произошло распространение сальмонеллеза, на кондитерских нет. Они ведь не из-под полы приобретали куриное мясо, а заказывали у официального поставщика, у которого есть сертификат качества. Собственных лабораторий, я думаю, нет ни в одном челябинском заведении. Каким образом проверять приобретаемую продукцию, непонятно», – рассуждает Алексей Носков.
Шеф-повар ресторана «Амбассадор», член гильдии шеф-поваров России Игорь Воронин говорит о том, что проблемы с качеством продукции зачастую вызваны стремлением к удешевлению блюд, в том числе за счет экономии на качественном оборудовании. «Если стоимость блюд явно дешевая, то, возможно, в заведении сэкономили на оборудовании. Посетитель ведь не видит, какое холодильное оборудование установлено на кухне. Вероятность столкнуться с некачественными продуктами велика в заведениях, где за короткий срок обслуживают большое количество посетителей. В таких случаях используют заготовки, из которых блюда собираются наподобие конструктора. И сколько пролежала такая заготовка, неизвестно», – говорит эксперт. По словам Игоря Воронина, при посещении ресторанов стоит обращать внимание на такие «мелочи», как внешний вид блюда и его подача. Это подскажет, насколько трепетно повар отнесся к его приготовлению.
По словам управляющего консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольги Поповой, потребитель, купивший некачественную продукцию, предъявляет претензии непосредственно заведению общепита, а то, в свою очередь, может требовать возмещение нанесенного ущерба с поставщика.
«В случае приобретения некачественных продуктов питания покупатель может предъявить претензии непосредственно пункту общественного питания, так как именно с ним был заключен договор розничной купли-продажи. В соответствии с законом «О защите прав потребителя» покупателю не требуется разыскивать непосредственного производителя или поставщика продукции. В данном случае потребитель имеет возможность взыскать с организации общественного питания компенсацию морального вреда, реальные убытки и прочее, – говорит юрист, – В свою очередь, организация общественного питания, которая удовлетворила претензии потребителя, вправе заявить требование предприятию-поставщику либо предприятию по производству продуктов питания. Ведь для заведения общепита это прямые убытки, вызванные действиями другого лица».