Нерадивые родители, накопившие внушительные долги по алиментам, могут оказаться за колючей проволокой. В Кыштыме тридцатидевятилетний мужчина за неуплату алиментов дочери приговорен к 11 месяцам лишения свободы в колонии-поселении. Судебные приставы грозятся, что столь суровое наказание в скором времени рискуют понести и другие горе-родители. Общественники таких строгих карательных мер не поддерживают, считая, что это не повысит сознательность родителей.
Нерадивого отца, ветерана боевых действий четыре года назад лишили родительских прав. Опекуном его дочери стала ее бабушка, а сам мужчина был осужден по уголовной статье за неуплату алиментов и приговорен к исправительным работам на шесть месяцев с удержанием 10% заработка в пользу государства. Как говорит ведущий специалист – эксперт управления федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Ирина Кузнецова, даже после этого мужчина не позаботился о материальном благополучии дочки и игнорировал требования судебных приставов. И в прошлом году представители УФССП Челябинской области возбудили второе уголовное дело в отношении нерадивого отца за неуплату образовавшейся задолженности по алиментам в размере 224 000 рублей.
«Должник выражал категорическое несогласие с начисленной задолженностью, размер которой судебный пристав-исполнитель рассчитал исходя из среднероссийской заработной платы, поскольку мужчина ни разу не представил документы об официальном трудоустройстве, – поясняет Ирина Кузнецова. – По мнению должника, алименты следовало начислять из его пособия ветерана боевых действий, но суд опровергнул его суждения», – говорит она и добавляет: осужденный не мог устроиться на нормальную работу, аргументируя это прошлой судимостью, а за мизерную зарплату без официального трудоустройства работать не хотел.
Сразу после возбуждения второго уголовного дела испугавшийся наказания отец перечислил дочери на счет две тысячи рублей, еще столько же дал девочке на руки и купил ей собаку. По словам Ирины Кузнецовой, учитывая положительную характеристику должника по месту жительства, его новый официальный брак и боевые заслуги, суд вновь приговорил его лишь к исправительным работам. «Однако бабушка потребовала реального лишения свободы для нерадивого отца своей внучки. Суд удовлетворил требования опекуна и назначил мужчине более строгое наказание – одиннадцать месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении», – резюмирует спикер.
В первом полугодии 2013 года в результате мер, принятых судебными приставами, погашенная задолженность по алиментным обязательствам составила более 3,3 млрд рублей. В пограничную службу ФСБ России направлены 1217 постановлений о временном ограничении на выезд алиментщиков.
Источник: УФССП по Челябинской области
Председатель ЧРОО «Совет родителей Челябинской области» Елена Сыркина столь строгое наказание в отношении нерадивого отца считает неоправданно жесткой мерой, к тому же нарушающей его право на воспитание ребенка. Наиболее эффективным способом, полагает она, будет различного рода мотивация к трудоустройству родителя, поскольку в колонии-поселении возможность найти работу и зарабатывать деньги есть не всегда. «Лишь 30% осужденных сегодня реально трудоустроены в колониях. Многие и рады пребывать там за государственный счет. Теперь еще мы, налогоплательщики, будем его кормить, поить и обувать. Лучше бы он на свободе зарабатывал хоть какие-то деньги и отчислял алименты на воспитание девочки», – возмущается она и утверждает: злостных алиментщиков необходимо ограничивать в правах, например, лишать возможности распоряжаться своим имуществом.
По мнению управляющей консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольги Поповой, реальное осуждение за уклонение от уплаты задолженности – редкость. «Взыскатели, пытаясь получить причитающееся им по решению суда, нередко просто взывают к приставам с просьбами о привлечении злостных неплательщиков к уголовной ответственности, – рассказывает она. – Однако у приставов находится множество отговорок: то они не в состоянии найти должника, чтобы он расписался под предупреждением об уголовной ответственности за уклонение от погашения долга, то обнаруживаются иные причины», – рассуждает спикер и продолжает: случай с жителем Кыштыма станет поучительным прецедентом для других нерадивых родителей, увиливающих от исполнения родительского долга.
Добавим, в мае прошлого года дочери кыштымского должника исполнилось 18 лет. Несмотря на это, исполнительное производство окончено не будет, а накопленная за все время задолженность в размере 224 000 рублей будет взыскиваться, как только нерадивый родитель отбудет наказание. Ирина Кузнецова добавляет: этот случай не единичен, в последнее время суды области все чаще стали выносить в отношении алиментщиков наказание в виде реального лишения свободы.