В Госдуме подготовили законопроект, который обяжет производителей товаров с иностранными названиями платить дополнительные сборы в казну. Как стало известно на прошлой неделе, депутаты предлагают ввести налог за использование «иностранных» брендов. Откуда взялась эта идея и почему бизнесмены не видят в ней особой угрозы – в материале Chel.ru.
Инициатива обложить дополнительным налогом использование иностранных слов принадлежит депутату Госдумы от «Единой России» Евгению Федорову. По его словам, отечественный бизнес практически во всех сферах, начиная от наименований продуктов питания и заканчивая названиями крупных IT-компаний и производителей одежды, используют иностранные названия, что делает товар более привлекательным для потребителя.
«Смысл налога в том, чтобы создать для бизнеса стимулы использовать на территории России русские товарные знаки, русские бренды и русские названия, – сказал депутат. – Нас беспокоит то, что в России сложилась система, при которой нормальный человек не может жить в стране, не владея какими-то элементами других языков. Мы считаем, что это неправильно». Разработчики законопроекта отмечают, что новый закон не коснется заимствованных слов, поскольку направлен против использования латиницы. Пока еще не решено, какую схему стоит применить для взимания этого налога – сбор с прибыли или какой-то другой вариант. Федоров обещает внести законопроект о новом налоге в Госдуму до конца года.
Авторы законопроекта предлагают платить за использование иностранных слов налог в размере одного процента – сбор за «нерусскость» планируется сделать небольшим, однако поступления от него в бюджет, по мнению парламентариев, могут быть существенными.
Эксперты скептически оценивают эту инициативу. Так, председатель профсоюза предпринимателей «Лига Свободы» Владлен Максимов в интервью «Известиям» высказался, что предлагаемая мера ничего не даст. «Мы знаем, что наши депутаты много думают о патриотизме, но в данном случае не стоит его вмешивать в бизнес, – отметил лидер профсоюза. – Сама инициатива не даст ничего хорошего, но и плохого в принципе тоже. Где-то лет восемь–девять назад подобная тема уже всплывала, как принимать русские названия, как – иностранные, но в итоге никаких решений принято не было».
«На мой взгляд, брендинг – это не та сфера, которую нужно регулировать, конкуренция здесь сама все спокойно решит, – говорит уполномоченный по правам предпринимателей при ЧРО «Опора России» Татьяна Еремеева. – Есть вопрос о том, не носит ли законопроект дикриминационного характера для иностранного бизнеса и ограничения конкуренции. Думаю, сегодня более актуальны меры по регулированию контрольных мероприятий, созданию более комфортных условий во время оформления специальных разрешений ведения отдельных видов экономической деятельности и так далее».
Как отмечает управляющая консалтинговой компанией «Лигал Эксперт» Ольга Попова, на нашем рынке широко представлены федеральные бренды, подпадающие под действие обсуждаемого законопроекта: производители одежды Oggi и O’STIN, техники Vitek, косметики Faberlic, чая Greenfield, кофе Jardin и т. д. А среди южноуральских компаний эксперт отмечает кондитерский дом Fete, пекарню Bonape, швейную фирму Li.Vado, Mirel, компанию Lafarge и др. «Кстати, даже известному радио Business FM, видимо, придется "переобуваться"», – говорит г-жа Попова. Впрочем, эту идею она называет «нежизнеспособной», поэтому законопроект вряд ли найдет поддержку в Госдуме. С одной стороны, слишком много ограничений для бизнеса и неясностей в самих положениях законопроекта, с другой – такой закон ослабит позиции наших производителей на международной арене. Кроме того, он будет идти вразрез с общей тенденцией поддержки предпринимательства, поясняет Ольга Попова.
«Кстати, не совсем понятно, собирается ли господин Федоров взимать налог с компаний, у которых иностранные названия просто написаны русскими буквами. Например, «Свитлэнд», «Рошен» и многие другие. Ведь разрешение использовать написание русскими буквами иностранных наименований никак не вписывается в логику законопроекта о стимулировании использования русских брендов и русских названий», – отмечает эксперт.
Но если закон все же будет принят, то, разумеется, бизнес будет вынужден приспосабливаться к новым условиям. «И если крупные бренды еще подумают, стоит ли им отказываться от раскрученного наименования в целях уменьшения налоговой нагрузки, то малый бизнес, скорее всего, будет менять вывески, поскольку и без того сложно удержаться на плаву», – считает Попова.
Коммерческий директор компании Underground-sport Юрий Базилевский говорит, что не будет платить дополнительный налог. «Если будет такой закон, что ж, напишем русскими буквами», – говорит он. Эксперт вспоминает времена, когда экс-мэр Челябинска Вячеслав Тарасов тоже боролся с иностранными вывесками в городе, и на фасаде одного из магазинов бытовой техники торговую марку Sharp заменили на «Шарп». «Ну и что, провисело это три года, потом все вернулось на круги своя. Ну и «Единая Россия» – она ведь тоже не навеки». А в общем и целом, как считает Базилевский, создание таких законопроектов – это имитация активной политической деятельности, которая нужна для того, чтобы отвлечь народ от более важных проблем.
Директор кафе-бара Story Анжелика Изюмова, которая раньше работала маркетологом в УК «Дизайн-кафе» («Сова», Lucky Smile, Yoko Bank`a, «Пантагрюэль»), тоже считает, что закон не будет принят. «Да, раньше потребители больше реагировали на иностранные названия товаров, но сейчас я вижу, что рестораторы все чаще склоняются в пользу русских наименований, – делится наблюдениями г-жа Изюмова. – И эта тенденция с годами будет становиться все более очевидной». А в качестве подтверждения своим словам Изюмова говорит о ближайших планах на будущее: сменить вывеску Story на русское название.
Известные псевдоиностранные бренды:
Vitek – владелец этого бренда – президент российской компании «Голдер Электроникс» Андрей Деревянченко. Торговую марку Vitek он зарегистрировал в Австрии, что позволило указывать на коробках с техникой «Страна-производитель: Австрия».
Mr. Ricco – этот «итальянский» майонез производится в России, а именно на Казанском жировом комбинате. И хотя в рекламе продукта за кадром явно звучит итальянская речь, в ролике снимаются сплошь российские актеры.
Grand di Pasta – бренд принадлежит компании «Макфа», специализирующейся на производстве макаронных изделий. Красивое иностранное название позволяет продавать Grand di Pasta в более высокой ценовой категории.
Faberlic – торговая марка – собственность фирмы «Русская линия», выпускающей средства для ухода за кожей лица. Название стало производным от латинского слова faber (в пер. – «мастер, творец, художник») и русского «лик». При этом оно должно вызывать у покупателя ассоциации с уникальными работами всемирно известного ювелира Фаберже.
Oggi – бренд принадлежит петербургской фирме «Август Плюс», занимающейся пошивом и продажей недорогой модной женской одежды. В переводе с итальянского Оggi означает «сегодня» – намек на то, что коллекции отражают последние тенденции итальянской моды.