Златоустовский металлургический завод с 1 ноября отправляется в простой в связи с тем, что группа «Мечел» прекращает стратегическое партнерство с предприятием. Одновременно в арбитражный суд поступило заявление о банкротстве ЗМЗ. Ситуация на предприятии осложняется спорами из-за оборудования. О том, что намерены предпринять власти региона и какие прогнозы дают аналитики относительно дальнейшей судьбы многострадального завода, читайте в материале Chel.ru.
Заявление в Арбитражный суд Челябинской области с требованием признать Златоустовский метзавод банкротом подало ООО «Салиса». Как утверждают федеральные СМИ, эта фирма аффилирована с группой «Мечел». Ранее эта же компания потребовала банкротства Волгоградского и Энгельсского трубного заводов, эти предприятия также, как и ЗМЗ, входят в холдинг «Эстар».
В прошлый кризис ЗМЗ уже проходил процедуру банкротства. По оценке тогдашнего арбитражного управляющего Сергея Рогова, общая сумма долга перед кредиторами составила около 12 миллиардов рублей. «По итогам этой процедуры с кредиторами было подписано мировое соглашение», – напомнил Сергей Рогов. Заключить мировую удалось благодаря тому, что заводы, входящие в холдинг «Эстар», в том числе и ЗМЗ, «подхватил» «Мечел» и помог им удержаться на плаву.
Златоустовский метзавод основан в 1902 году. Является старейшим предприятием по производству спецмарок стали и сплавов. В 1930-е годы завод начал специализироваться на выпуске спецсталей, в годы Великой Отечественной войны был единственным предприятием на территории, не занятой противником, который производил подшипниковые и другие спецстали.
В пресс-службе «Мечела» говорят о том, что холдинг больше не имеет возможности поддерживать завод в Златоусте. «В 2009 году Челябинский металлургический комбинат, Златоустовский металлургический завод и руководство области подписали соглашение о стратегическом партнерстве. С этого времени «Мечел» оказывал серьезную поддержку златоустовскому предприятию, обеспечивая производство челябинской заготовкой и оказывая содействие в реализации продукции. Это позволило запустить остановленное производство, возобновить отношения ЗМЗ со своими традиционными заказчиками, обеспечить работой коллектив. Таким образом, в условиях тяжелого мирового финансового кризиса Челябинский металлургический комбинат оказал неоценимую помощь предприятию. В этом году действие соглашения подошло к концу, и ЧМК, имея собственные приоритетные проекты, не может больше поддерживать Златоустовский метзавод», – заявили в пресс-службе «Мечела».
Власти Челябинской области рассчитывают, что сумеют подыскать нового инвестора, но для этого ЗМЗ необходимо провести через процедуру банкротства и «очистить» от долгов. Накануне губернатор Челябинской области Михаил Юревич заявил о том, что создан штаб, который разрабатывает план вывода Златоустовского металлургического завода (ЗМЗ) из кризиса. Его возглавил зампредседателя регионального правительства Иван Феклин. После того, как будет готов план антикризисных мероприятий, губернатор намерен обратиться за помощью к руководству страны. Проблемы завода он связывает с неэффективными действиями последнего собственника. «За предприятие долго шла война. Было время когда завод под управлением местных челябинских предпринимателей генерировал хорошую прибыль, в то время там работало 12 тысяч человек. Потом завод был продан Варшавскому (владелец холдинга «Эстар» Вадим Варшавский. – Прим. автора). Тогда были набраны большие кредиты 15-17 миллиардов рублей, было приобретено некоторое оборудование, но план по модернизации в итоге так и не был реализован», – рассказал губернатор.
По словам Михаила Юревича, у ЗМЗ есть перспективы, так как предприятие имеет собственную рыночную нишу, но для того, чтобы подыскать нового инвестора, необходимо провести завод через процедуру банкротства.
«ЗМЗ производит спецстали для машиностроения и оборонной промышленности, аналогов у этого предприятия в России нет. Завод должен быть обанкрочен, очищен от долгов и продан стратегическому инвестору, чтобы тот провел модернизацию», – сказал Михаил Юревич. Он указывает на проблемы, которые могут возникнуть в связи с тем, что имущественный комплекс завода разделен между разными собственниками и его предстоит «собрать воедино». Губернатор также не уверен, что удастся полюбовно договориться с банками, которые являются основными кредиторами ЗМЗ.
С 2001 по 2003-й годы совладельцами ЗМЗ выступали ЗАО «Уральская сталь» (группа «Синара») и предприниматель Марк Лейвиков. У партнеров возник конфликт, и в 2003 году Лейвиков установил единоличный контроль над предприятием. В 2005 году завод был продан ЗАО «Русский уголь» и вошел в холдинг «Эстар» Вадима Варшавского.
Действительно, процедура банкротства позволяет решить разом несколько проблем, в том числе и «сбросить» долги, говорит управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов. «На самом деле процедура банкротства достаточно острая и, пожалуй, единственная из предусмотренных законодательством, позволяющая решать разом несколько проблем. Разные стадии в самой процедуре банкротства позволяют сделать многое с существующей задолженностью. От введения временного моратория на платежи контрагентам и кредиторам в случае введения внешнего управления до «сбрасывания» долгов в случае завершения конкурсного производства», – говорит эксперт, но при этом отмечает, что банкротство длительная процедура, которая продлится несколько лет.
Бывший арбитражный управляющий ЗМЗ Сергей Рогов указывает, что все кредиторы, с которыми ранее было заключено мировое соглашение, имеют возможности предъявить свои требования в рамках новой процедуры банкротства. «Но рассуждать об этом можно лишь теоретически, как все будет происходить на самом деле, я не могу прогнозировать», – оговорился он.
По мнению аналитика «Инвесткафе» Андрея Шенка, привлечь нового инвестора будет проблематично не только из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка стали, но и из-за высокого уровня долговой нагрузки завода. В таких условиях найти ресурсы для модернизации производства невозможно, и вряд ли «Мечел», учитывая его высокий уровень долговой нагрузки, в состоянии эти инвестиции обеспечить. Скорее всего, прежде чем привлекать нового инвестора, заводу предстоит пройти через процедуру банкротства, реструктуризацию долгов и принятие программы развития, после чего возможен поиск нового инвестора», – объясняет аналитик. «Но в таком виде получение завода на баланс любой компании ухудшит показатели и будет способствовать оттоку денежных средств, и, следовательно, вряд ли кто-из крупных игроков согласится на это», – считает эксперт.