RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

737мм 38%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Бизнес Новая «считалочка» для торговых сетей

Новая «считалочка» для торговых сетей

Понятие «торговая сеть», которое сейчас распространяется и на гипермаркеты, и на маленькие торговые павильоны, может быть скорректировано – депутаты Госдумы хотят вывести малый бизнес из законодательства о торговых сетях и увеличить количество магазинов шаговой доступности. По идее инициаторов, введение новых ограничений для крупного ритейла сыграет на пользу «малышам» и может привести к снижению стоимости товаров в мелкой рознице. О том, какие преференции получит малый бизнес в случае принятия новых правил – в материале Chel.ru.

Изменить понятие «торговая сеть» и увеличить таким образом число небольших магазинов предложил единоросс Балаш Балашов. Новый законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму. В первую очередь он направлен на активизацию предпринимательской торговли в мелкой рознице – вследствие того, что торговые сети «пожирают» маленькие магазины, за последние нескольких лет доля мелких торговых предприятий сократилась на треть. В крупных городах небольшие магазины можно пересчитать по пальцам, в некоторых районах негде купить хлеб, молоко, пиво и алкоголь – за продуктами приходится ехать в супермаркеты.

Сегодня торговой сетью могут считаться более двух магазинов под общим названием. Авторы законопроекта предлагают называть торговую сеть так: «совокупность десяти и более стационарных торговых объектов общей площадью не менее 50 квадратных метров каждый, которые находятся под общим управлением или используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации».

Как показывает мировой опыт, так называемые «соседские» магазины выживают там, где государство ограничивает крупных ритейлеров. В США, например, торговля крепким алкоголем в супермаркетах запрещена. А в Австрии супермаркеты обязаны закрываться в 19:00 – то есть в самый час пик, а в воскресенье и вовсе не могут работать.

Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» устанавливает ряд весьма жестких запретов и предписаний, которые адресованы и крупным торговым сетям, а также их поставщикам. Речь идет, к примеру, о запрете дискриминации поставщиков и навязывании невыгодных условий поставки, запрете всех дополнительных выплат поставщиков торговым сетям – так называемых «бонусов», и ряде других. Когда на мелкие точки такие запреты распространяться не будут, у них появится больше свободы выбора и действий. Соответственно, можно рассчитывать на рост количества «соседских» магазинов и, как следствие, снижения розничной стоимости товаров в таких торговых точках. «Это неизбежно повлечет за собой конкуренцию между ними и, как следствие, улучшение качества продукции и сбалансированную политику ценообразования», – считает Балашов.

Эксперты Chel.ru называют такой подход «странным». Ограничения по работе поставщиков с сетевым ритейлом, как считает генеральный директор РС «Здоровая ферма» Александр Ширеков, вряд ли повлияет на привлекательность мелкого розничного бизнеса для предпринимателей. «Основные факторы совсем другие – доступность помещений для магазина, современных технологий торговли, бизнес-климат в городе, взаимоотношения с государственными структурами от налоговой инспекции до Роспотребнадзора и так далее, – перечисляет Ширеков. – Малый розничный бизнес очень уязвим, в том числе и в отношениях с поставщиками. Как думаете, если у поставщика сломалась машина, то какие поставки он отменит в первую очередь? В крупную федеральную сеть или в мелкий магазинчик во дворе? Ответ очевиден».

Прогнозы относительно снижения цен в рознице также вызывают сомнения у экспертов. «Во-первых, для мелкой несетевой розницы цена не является основным конкурентным преимуществом, – поясняет Александр Ширеков. – Кто ждет, что в магазине, переделанном из квартиры на первом этаже жилого дома, цены на товары будет ниже, чем в крупных сетевых магазинах? Преимущества мелкой розницы заключаются совсем в другом – в удобном расположении возле мест проживания людей, в свежести товаров, в личном контакте и знании продавцами покупателей, живущих по-соседству. Во-вторых, очень важно умение предпринимателя вести дела: организовать и контролировать бизнес-процессы, выстраивать взаимовыгодные отношения с поставщиками. Те, кто умеет это делать, растут и развиваются, и они воспользуются любой возможностью для увеличения своей прибыли».

На сегодняшний день доля торговых сетей в розничном товарообороте Челябинска, по подсчетам исполнительного директора розничной сети «Проспект» Андрея Амирханова, колеблется в районе 50 процентов. Что касается дальнейшей судьбы мелкорозничной торговли, то он не считает, что количество небольших «соседских» магазинов будет сокращаться и впредь. «Если это именно мелкий, дворовый стрит-ритейл, который расположен в уникальном месте, то он будет существовать. Особенно в спальных районах. Понятно же, почему на центральных улицах такие магазины не приживаются – собственникам помещений выгоднее сдавать площади в аренду по три тысячи рублей за «квадрат» каким-нибудь салонам сотовой связи или конторам быстрых займов».

По мнению главы комитета по промышленной политике совета ЧРО «Опора России» Дениса Константинова, реально улучшить положение дел на рынке могла бы дискриминация иностранных и федеральных сетей со стороны субъектов РФ, то есть нужно предоставить органам местной власти право вводить дополнительные ограничения для крупного ритейла. «Например, определить для торговых сетей обязательную долю продукции от местных производителей, – говорит Константинов, ссылаясь на опыт Башкортостана. – В некоторых сетях доля товаров от отечественных производителей не превышает десяти процентов. Так быть не должно. А если будет установлен такой норматив, то в результате выиграют и бизнес, и потребители».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления