Крупнейшие промышленные предприятия Челябинска, вносящие весомый вклад в региональный бюджет, заявили о готовящихся массовых сокращениях сотрудников. В ближайшее время почти две тысячи работников «ЧТЗ-Уралтрак» могут остаться без работы, еще 500 сотрудников намереваются сократить на «Станкомаше», еще ряд предприятий, избегая крайних мер, переходят на сокращенную рабочую неделю. Власти области не скрывают: текущее положение дел в экономике региона напоминает кризис 2008 года.
О массовом сокращении 1700 работников на «ЧТЗ-Уралтрак» стало известно минувшим днем. Приступить к сокращению штата руководство предприятия планирует в начале следующего года. В телефонном разговоре с журналистом сайта пресс-секретарь предприятия Юрий Богатырев информацию о запланированном сокращении персонала подтвердил, добавив, что предприятие также планируется перевести на сокращенную рабочую неделю уже с 1 ноября. «Все происходящее связано с тем, что нет сбыта продукции. Заказов на продукцию нет. На объем выпускаемых изделий сейчас приходится излишняя численность рабочих», – прокомментировал он.
Предполагается, что в начале следующего года «ЧТЗ-Уралтрак» временно приостановит производство на два месяца – сообщает о планах завода председатель Челябинской областной организации профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации Валентина Дизендорф. «Это вынужденная мера: предприятие закрывается из-за отсутствия спроса на сельскохозяйственную технику, потому что все заполонила китайская техника», – объясняет собеседник. По ее словам, на заводе уже сложилась критическая ситуация, при которой руководительский состав значительно превышает количество рабочих, так что под грядущее массовое сокращение попадут не столько рядовые работники. «Будут сокращать главным образом специалистов и руководителей разного уровня: мастеров, начальников участка, начальников цехов», – пояснила Валентина Дизендорф.
«ЧТЗ-Уралтраку» для дальнейшего развития необходимо пройти процедуру банкротства – заявил вчера губернатор Челябинской области Михаил Юревич. «Завод надо модернизировать, но шестимиллиардный долг тянет вниз. Если завод пройдет процедуру банкротства, то это будет наилучший вариант его развития», – приводит слова главы региона Chelyabinsk.ru. Губернатор подчеркнул, что сегодня – далеко не лучшая ситуация в экономике как страны, так и региона, сопоставимая с кризисным периодом 2008 года. Спад, помимо ЧТЗ и ЗМЗ, отмечен также и на Ашинском метзаводе, резюмировал Михаил Юревич. Добавим, несколькими неделями ранее на сокращенную рабочую неделю перешел и автомобильный завод «Урал» в Миассе. Причина та же – падение объемов продаж отечественных грузовых автомобилей.
На Челябинском цинковом заводе, как заверил начальник отдела по связям с общественностью завода Наталья Васильева, ни сокращения персонала, ни сокращения рабочей недели не планируется – наоборот, в связи с программой роста производства, планируется создать новые рабочие места. «К счастью, продукция завода отличается более широкой сферой применения, нежели другие металлы, и благодаря такой диверсификации удается найти сбыт, – говорит Наталья Васильева. – Мы не сократили ни одной социальной программы, продолжаем реализовывать инвестиционные программы, вкладывать средства в модернизацию оборудования».
Как рассказывает заместитель начальника информационно-аналитического отдела Главного управления по труду и занятости Челябинской области Татьяна Волкова, о грядущем сокращении около 500 сотрудников также уведомил службу занятости и завод «Станкомаш». По ее словам, столь массовых сокращений на предприятиях региона не происходило даже в тяжелые кризисные времена 2008 года. «Я все-таки надеюсь, что до крайних мер не дойдет, и такому большому количеству людей не позволят оказаться на улице», – говорит Татьяна Волкова и заверяет: служба занятости сразу после заявлений о массовом сокращении начала активную работу с руководителями предприятий региона для предотвращения усугубления неблагоприятной ситуации на рынке труда.
В металлургии наблюдается явная тенденция спада продаж, и те наработки, которые компании приобрели до прошлого кризиса, они сегодня вынуждены сбрасывать, поскольку цены на металлы неуклонно ползут вниз, рассказывает старший аналитик центра макроэкономического анализа Альфа-Банка Гельды Союнов и подчеркивает: при текущих ценах на нефть производство металлов становится нерентабельным. «Для металлургии страны пришло время реструктуризации и оптимизации бизнес-структур. Автомобильная промышленность переживает далеко не лучшие времена, инфраструктурные проекты остаются нереализованными. Про времена, когда рынки росли по 30% в год, это уже не повторится в ближайшие несколько лет точно», – резюмирует эксперт сайта.
По мнению директора филиала БКС Премьер в Челябинске Ильи Рощупкина, несмотря на все негативные тенденции в экономике страны, говорить о наступлении нового глубокого кризиса преждевременно. «Если в 1998 году произошел дефолт страны, то есть государство отказалось выплачивать обязательства, а в 2008 году был дефолт компаний: у бизнеса не было денег. Если к 2014–2015 годам не изменится ситуация с инвестиционной привлекательностью в стране, то мы придем к дефолту частных лиц. А это совершенно иной вид кризиса и абсолютно другие последствия», – высказывается эксперт сайта. По его мнению, ситуация с «ЧТЗ-Уралтрак», ЗМЗ, АЗ «Урал» и Ашинским металлургическим заводом – это лишь развитие давно назревших проблем.