Минувший ноябрь стал самым ярким месяцем последних лет для миллионов геймеров во всем мире: в продажу поступили новые модели игровых приставок Sony PlayStation и Xbox. Это время начала нового этапа борьбы двух гигантов-производителей – компаний Sony и Microsoft.
Стартовали компании примерно с одинаковых позиций: PlayStation 4 от Sony вышла в продажу лишь на неделю раньше, чем Xbox One от Microsoft, ажиотаж вокруг приставок схож по своей силе (уже за первые дни в Америке и Европе первые партии приставок были молниеносно раскуплены), а начинка игровых консолей почти аналогична.
Так, PlayStation 4 оснащена современным восьмиядерным процессором AMD Jaguar, 8 Гб оперативной памяти, графическим процессором Radeon, модифицированным с учетом потребностей PS4, накопителем 500 Гб, приводом Blu-Ray, разъемами HDMI, USB 3.0, модулями Bluetooth и Wi-Fi. Кроме того, к комплекту прилагается беспроводной контроллер Dualshok 4 с гироскопом, акселерометром и тачпадом.
Консоль Xbox One имеет восьмиядерный процессор APU с графическим ядром Radeon, 8 Гб оперативной памяти (3 Гб зарезервировано системой), 32 Мб встроенной в процессор «статичной ОЗУ» ESRAM, жесткий диск на 500 Гб, привод Blu-Ray, разъемы USB 3.0 и HDMI, поддержку Wi-Fi и Bluetooth. Комплект дополняют беспроводный контроллер Xbox One и бесконтактный игровой контроллер Kinect 2.0.
Разница лишь в цене: PlayStation 4 на старте продаж стоил 399 долларов, Microsoft же оценила Xbox One несколько дороже – в 499 долларов. Это связано с тем, что корпорация позиционирует свой продукт не просто как игровую консоль – разработчики называют ее домашним развлекательным центром.
Xbox One работает стразу на двух операционных системах: Xbox OS и Windows 8, что добавляет баллы к ее функциональности. Это такие возможности, как общение в Skype на экране прямо во время прохождения миссии, быстрое переключение между играми и дополнительными приложениями, доступность спутникового и кабельного телевидения прямо с приставки, поддержка синхронизации с планшетами и смартфонами.
PlayStation 4 не разбавлен дополнительным функционалом, это мощное устройство, но ориентированное почти только на игры. Так, например, к очевидным преимуществам можно отнести ряд возможностей: кнопка Share на Dualshok4 позволяет обнародовать свои достижения и скриншоты, что очень актуально последнее время в социальных сетях (такое понятие, как sharing). Также есть уникальная опция: обратиться за помощью к другу для прохождения трудного эпизода игры либо подключиться к прохождению другого игрока. У PlayStation 4 нет привязки к регионам, это позволяет заказывать игры в интернет-магазинах любых зарубежных стран. К приставке с помощью приложения PS App можно подключать смартфоны и планшеты на платформах Android и iOS.
В нашей стране продажи PlayStation 4 стартовали 28 ноября, стоимость составила 19 000 рублей – такую ценовую категорию установила компания-производитель для России. Как и во всем мире, в России наблюдается довольно высокий спрос на эту игровую приставку, чего и следовало ожидать, учитывая, что на долю бренда PlayStation 3 до этого приходилась половина продаж игровых консолей в российских сетях.
Xbox One появится в России только в 2014 году, точные сроки пока не оглашаются.
PlayStation: путь в лидеры
Японская компания Sony не стояла у истоков технических разработок игровых консолей, она выдвинулась на рынок значительно позже – лишь в 1990-е годы, тогда как первые приставки стали выпускать в 1970-х годах. Теоретически PlayStation можно отнести к пятому поколению консолей.
Изначально Sony Computer Entertainment была далека от игровой индустрии, и лишь благодаря Кену Кутараги, инженеру из отдела исследований, которого называют отцом PlayStation, компания включилась в процесс производства. Во многом по его инициативе были предприняты попытки проникновения на этот рынок, лидерами которого на тот момент были фирмы Nintendo и SEGA. Кутараги втайне от руководства своей компании уговорил Nintendo использовать процессор Sony SPC700 в качестве звукового синтезатора для игровой приставки Super Nintendo Entertainment System – и это дало положительный эффект. Затем между японскими компаниями был заключен контракт, который позволял внедрять новую технологию записи звука на игровые устройства (расширение стандарта CD-ROM, позволяющее записывать на диск как сжатый звук, так и произвольные двоичные данные) – это дополнение имело предварительное название SNES-CD. Но CDROM/XA разрабатывали не только Sony. Компания Nintendo разорвала контракт с Sony и заключила его по тому же профилю с американской компанией Philips, это было настоящим предательством: все из-за того, что Sony должна была получить полный контроль над любыми продуктами, выходящими в формате SNESCD-ROM, что в конечном итоге не устроило Nintendo и стало причиной расторжения.
После разрыва Sony все же приняла решение продолжать работу и создать свою собственную независимую консоль. Первая попытка не удалась, так как Nintendo подала в суд, утверждая, что имеет право на название консоли Sony.
Шло время, «технология раздора» SNES уходила в прошлое, и Sony первыми поняли это. В начале 1993 года компания начала работу по доработке концепта Play Station, которая ориентировалась уже на новый уровень аппаратного и программного обеспечения: SNES умер, два слова в названии консоли слились в одно – так рождалась PlayStation.
PlayStation 2 – игровая приставка шестого поколения, ставшая наиболее быстро продаваемой и одной из самых популярных игровых консолей в истории компьютерных игр. Продажа консоли в Японии началась в 2000 году, а на 2008 год в мире было продано более 140 миллионов экземпляров PS2. Разработкой данной модели (так же как и PlayStation) руководил Кен Кутараги. Главными конкурентами PS2 на тот момент стали Microsoft Xbox и Nintendo GameCube. Но выпуск нескольких мегапопулярных игр в 2011 году перед Рождеством позволил PlayStation 2 вырваться вперед, также успех обеспечило решение Sony внедрить онлайновый режим игр (что изначально было в Xbox, японской компании пришлось дотягивать этот вопрос, чтобы не выйти из конкурентной борьбы).
PlayStation 3 – игровая приставка седьмого поколения, с ее помощью можно было не только играть, но и смотреть фильмы, слушать музыку, отправлять почту и открывать веб-страницы. Модель поддерживала большинство игр для PlayStation и PlayStation 2. На рынке консоль появилась в 2006 году в Японии, а в 2007 – в Америке и Европе. В это время главными конкурентами игровой приставки стали Xbox 360 от Microsoft и Wii от Nintendo. В течение нескольких лет компания меняла конфигурацию системы: объем жесткого диска был 20 Гб, 40 Гб, 60 Гб и 80 Гб – в разных странах показатель зависел от спроса на продукцию.
В 2009 году появилась тонкая модель PS3 Slim, в которой использовался жёсткий диск на 120 Гб, кроме того, игровая приставка стала на треть меньше, на треть легче и потребляла на треть меньше энергии. Это вызвало новую волну интереса потребителей: 88 тысяч экземпляров было продано в Японии, такие же высокие продажи оказались и в других странах.
Наступая на пятки японцам
Microsoft вышла на рынок игровых приставок позже конкурентов, представив свою модель лишь в шестом поколении консолей. До этого компания совместного с SEGA создавала проект по разработке версии операционной системы Windows CE для игровой приставки Dreamcast. Microsoft Xbox напрямую конкурировала с Sony PlayStation 2 и Nintendo GameCube. Продажи приставки начались в 2001 году. Именно тогда была впервые разработана операционная система Xbox OS, которая представляла собой сильно переработанную Windows 2000. Первую приставку Microsoft оснастили жестким диском, который предназначался для сохранения состояния игр и для файлов, загруженных с сервиса Xbox Live.
В 2005 году состоялся запуск новой модели – Xbox 360, игровой консоли седьмого поколения, которая была разработана в сотрудничестве с компаниями ATI, IBM и SiS. Приставку укомплектовали процессором IBM, графическим процессором Xenos от ATI, съемным жёстким диском. Привод DVD-ROMСервис Xbox Live позволял не только играть в режиме онлайн, но загружать видео, музыку, телевизионные программы и т. д. Запуск новой модели оказался удачным в Америке и Европе, но в Японии обернулся провалом.
Кто круче?
На сегодняшний день лидерами-производителями приставок стали компании, которые стартовали на игровом рынке достаточно поздно, однако их технологии и способность быстро реагировать на изменения тенденций игровой индустрии сделали свое дело. Аналитики пророчат PlayStation 4 и Xbox One равную популярность, во всяком случае, в ближайшее время. Геймеры же выбирают тот продукт, который наиболее им удобен. «Как пользователь я бы выбрал PS4 по ряду причин: теоретически возможны игровые эксклюзивы, более выгодные предложения в плане покупки игр, чуть более мощное «железо» по сравнению с Xbox One, – отмечает геймер Дмитрий Ушаков. – Джойстик на PS4 мне нравится больше, он привлекательно выглядит. Плюс, дополнительные игровые возможности, на презентации Sony говорили про стриминг, игровых друзей, то есть про игровую соционику. Microsoft делают мультимедийную приставку на «винде», по большому счету, «для гостиной», что в принципе неплохо, но в России это не приживется: мы еще не совсем привыкли покупать игры, фильмы, музыку, подписку на каналы за определенные деньги. Да и к «майковскому» магазину контента у меня, например, нет доверия».
Многие специалисты советуют немного подождать с покупкой, чтобы увидеть, как компании будут дорабатывать свою продукцию, устраняя недостатки и выполняя обещания, заявленные на старте продаж.