В Челябинске активизировалась чистка местного продуктового ритейла. К закрытию готовятся два «ветерана» – супермаркет «Вечерний Челябинск» в Ленинском районе и ТК «Диета» («Миг»), расположенный на Комсомольском проспекте. А один из пионеров среди супермаркетов города – «Мир еды» в Ленинском районе – в начале 2014 года уже прекратил работу. Эксперты Chel.ru называют закрытие одиночных магазинов типичной экономической ситуацией и предрекают дальнейшее усиление позиций как федеральных, так и местных сетей. Подробнее – в статье на Chel.ru.
В первых числах января 2014 года в Ленинском районе Челябинска закрылся супермаркет «Мир еды». Несколько месяцев до этого рядом с вывеской красовалась сообщение о сдаче помещения в аренду. Выяснить причину ликвидации одного из старейших супермаркетов города (магазин запущен в эксплуатацию в 1998 году), а также судьбу еще четырех супермаркетов «Мир еды» на момент написания материала не удалось – в магазинах, равно как и в офисе фирмы «Голованов и К» (занимается развитием супермаркетов «Мир еды»), от комментариев отказались.
Вместе с тем, по словам исполнительного директора компании «IBC-недвижимость» Евгения Короткова (компания занимается подбором арендаторов для данной площадки), на освободившейся территории в 500 квадратных метров разместится уже не продуктовый магазин. «Какой именно игрок займет эту площадь, станет очевидно к концу февраля, – уточнил он. – Но уже сейчас ясно, что «Мир еды» в Ленинском районе сменит технологичная системная торговля».
В скором времени закроются еще два долгожителя продуктового ритейла – супермаркет «Вечерний Челябинск» в Ленинском районе и ТК «Диета» («Миг»), расположенный на Комсомольском проспекте. Оба супермаркета подконтрольны холдингу «Макфа».
В то же время эксперты Chel.ru предпочитают говорить не о переделе рынка продуктового ритейла в Челябинске, а об обычных экономических реалиях – вытеснении с рынка одиночек.
«Замена одних супермаркетов другими – нормальный процесс развития рынка, – уверен коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Еще недавно на одной площадке за весьма непродолжительное время друг друга сменяли «Незабудки», «Пятерочки», «Дикси» и иже с ними. Сейчас происходит то же самое, просто магазинов больше, а потому этот процесс менее заметен. В целом же одиночным магазинам работать гораздо сложнее».
Именно поэтому закрывался на реконструкцию «Перекресток» в районе Теплотехнического института, пояснил эксперт. «После реконструкции и увеличения площади мы открыли супермаркет под вывеской «Проспект», что совершенно нормально – торговым точкам в одном формате проще развиваться. Несколько магазинов, выстроенных в систему, работающих в едином формате, по единому программному обеспечению, стандартам торговли и так далее, намного эффективнее «одиночек». По аналогии закрыт неформатный супермаркет «Набережный» на Университетской набережной. После реконструкции, думаю, осенью 2014-го, откроем его в формате «Проспект».
Что касается магазинов «Вечерний Челябинск» и «Диета», то, по словам эксперта, они, скорее всего, просто прекратят работать. «Причина в том, что на данный момент с экономической точки зрения уделять им время и внимание нецелесообразно, – пояснил Андрей Грибанов. – Будут ли они просто закрыты или переформатированы в «Проспект», окончательно еще не решено: мы просчитываем предполагаемые вложения и экономику. Скорее всего, пока там ничего делать не будем, собственник сдаст помещения в аренду».
По мнению респондентов, на закрытие одиночных магазинов влияет еще одна тенденция: все чаще владельцы помещений облегчают свою работу, сдавая площадь целиком одному, а не множеству арендаторов.
«У федеральных сетей интерес к площадям, хоть сколько-либо подходящим под их формат, не иссякает, – комментирует директор сети мини-маркетов «Домашний» Илья Коноплев. – Мы неоднократно наблюдали, как площади, принадлежащие какому-либо ИП, который раньше сдавал их в аренду нескольким предпринимателям, вдруг занимал федеральный ритейлер. При этом заключается долгосрочный договор аренды на все помещение. Разумеется, управлять площадкой самостоятельно и работая сразу с несколькими небольшими предпринимателями, выгоднее, но более трудоемко». Это требует постоянного контроля, реагирования на запросы арендаторов, ротации арендаторов, поясняет господин Коноплев. И когда собственнику помещения надоедает заниматься этим, он соглашается поступиться частью дохода и сдать в аренду площадь целиком. А кто займет площадку, зависит от переговоров, предложения цены и оценки надежности компании. «И в таком случае не стоит называть этот процесс переделом рынка. Это обычное желание сетей открыть побольше магазинов», заключает эксперт.
Между тем эксперты не исключают, что магазины просто не выдержали конкуренции.
«Политика магазинов «Мир еды» заключается в том, что они предоставляют покупателю широкий ассортимент товаров как обычной потребительской корзины, так премиального класса, – комментирует заместитель директора по продажам торговой сети «Союз» Андрей Новокрещенов. – При этом на ассортимент премиум-класса распространялись более высокие торговые наценки, которые также отражались и на товарах повседневного спроса. Но в основе покупательской корзины у всех людей лежат социально востребованные товары, а деликатесы покупает не каждый». В итоге завышенные цены на товары повседневного спроса стали неконкурентоспособными, особенно в сравнении с федеральными ритейлерами, значительно повлияли на посещаемость и в итоге на доход бизнеса, поясняет эксперт.
«Скорее всего, магазин «Мир еды» в итоге не выдержал ценовой конкуренции на товары повседневного спроса, что составляет основу покупательского спроса, – рассуждает Андрей Новокрещенов. – А магазин «Диета», думаю, проиграл конкурентам не только по стоимости – одиночному магазину сложно держать низкие наценки, но и по весьма скромному ассортименту, а также предоставлению дополнительных услуг покупателям».
Фото: Фото сайта Флап.рф и сервиса Яндекс.Карты.