Южный Урал продолжает находиться во власти аномальных морозов. Сегодня столбики термометров в Челябинской области опустились до уровня в -35°С. Руководители уральских банков столкнулись с традиционной сезонной проблемой: из-за сильнейших морозов уличные банкоматы выходят из строя: устройства «проглатывают» карты и не выдают наличные средства. Горожан просят по возможности пользоваться только устройствами, расположенными в помещениях.
Минувшим утром в областном центре была приостановлена работа более сотни устройств самообслуживания Сбербанка. Жители города жаловались, что не могли внести или снять наличные денежные средства. Неприятное обстоятельство горожане связали с аномальными морозами. Однако в пресс-службе банка пояснили, что причина сбоя в работе банкоматов – авария сети одного из интернет-провайдеров. «После 10:30 ситуация начала исправляться, однако авария окончательно не устранена, из-за чего связь устройств самообслуживания с банком остается нестабильной», – комментируют в Сбербанке и подчеркивают: в какие сроки будет восстановлена корректная работа каналов связи интернет-провайдера, пока неизвестно.
По словам представителей банков, приемлемый температурный режим для бесперебойной банкоматов от +5 до +35 внутри банкомата и от -40 до +50 снаружи. Начальник управления развития сети самообслуживания Банка Хоум Кредит Александр Дынин считает, что сбои в работе устройств самообслуживания происходят потому, что зачастую кредитные организации устанавливают терминалы без учета возможного влияния погодных условий. «При нахождении банкомата в зоне с низкой температурой самые частые проблемы вызваны замерзанием конденсата внутри узлов устройства, слипанием купюр в кассетах из-за образования льда, а также с невозможностью прогреть термоэлемент чекового принтера до рабочей температуры, – поясняет эксперт. – В таких случаях при проведении операций через банкомат могут возникнуть проблемы с выдачей наличных, печатью чека, также может быть затруднена работа подвижных частей – таких как функциональные кнопки и шторки отсеков для приема и выдачи наличных».
Управляющий РОО «Челябинский» ВТБ24 Ирина Кудрякова признается, что с учетом опыта прошлых лет в этом году пришлось предпринять ряд серьезных мер, чтобы избежать сбоя банкоматов из-за аномальных холодов. «В частности, на уличные банкоматы были установлены дополнительные системы обогрева, а в точках продаж банка созданы тепловые завесы», – парирует спикер.
Во время сильных морозов уличные банкоматы испытывают экстремальные нагрузки. Совершенно не важно: чем вызван сбой работы банкомата, будь то погодные условия и банкомат «замерз», или возникла какая-то другая поломка – не нужно пытаться решить проблему силой», – говорит начальник отдела автоматизации банковских технологий операционного офиса «Челябинский» Уральского филиала «Промсвязьбанк» Игорь Косов. Если обледеневший банкомат проглотил карту или возникла любая другая непредвиденная ситуация, постоянное постукивание по клавишам замерзшей клавиатуры приведет только к появлению новых сбоев в работе «железного ящика».
Если же замороженный терминал «проглотил» карту, эксперты советуют незамедлительно звонить на круглосуточную линию поддержки банка, а затем обратиться в офис банка. Однако вернуть карту владельцу, говорит Ирина Кудрякова, удастся в лучшем случае после инкассации устройства – в среднем на это уходит около трех дней.
Несмотря на то, что современные банкоматы должным образом защищены от капризов погоды, во время сильных морозов представители банков советуют челябинцам пользоваться устройствами, расположенными в отделениях банка и торгово-развлекательных комплексах. «В противном случае клиент не может быть застрахован от того, что карта или деньги будут задержаны банкоматом в самый неподходящий момент», – резюмирует Александр Дынин.