Вполне возможно, что 2014 год станет началом повсеместного распространения стандарта 4K, обещающего нам сверхвысокую четкость картинки на экране телевизора или монитора. Но, собственно говоря, что мы знаем об этом, еще только начинающем завоевывать широкую аудиторию, стандарте?
4К: стандарт, которого нет
Если присмотреться повнимательнее, то становится ясно: единого стандарта 4K не существует. Точнее, существует несколько стандартов – полнокадровый с разрешением сторон 4096×3112 точек, академический – с разрешением 3656×2664 точек, широкоэкранный – 4096×1714 точек и так называемый кашетированный – с разрешением 3996×2160 точек. Помимо этого существуют стандарты, характерные для телевизионного вещания – сверхвысокого (3840x2160) и сверхширокого (5120x2160) разрешения, а также WHXGA(5120x3200 ).
При этом объединение производителей Digital Cinema Initiatives настаивает на том, что 4K – это 4096×2160 пикселов (точнее – линий). Есть еще и вольные интерпретации стандарта, обязанные появлением на свет производителям техники. Единственный способ определить 4K – это сказать, что он больше, чем 2K. Скорее всего, со временем неразбериха будет только усиливаться. Впрочем, чьего-то злого умысла в этом нет: практически все интерпретации стандарта основаны на соотношении сторон экрана.
Смотреть
По состоянию на начало 2014 года телевизоров и проекторов, способных воспроизводить видео сверхвысокого разрешения, не так уж и много. Фактически нам удалось насчитать чуть больше 50 моделей телевизоров, поддерживающих 4K. При этом сверхвысокое удовольствие стоит не сказать, что дешево – средняя цена на телевизор с подобными возможностями где-то около 3-4 тысяч долларов. Среди исключений, представленных на отечественном рынке, на память приходит только DNS H50DXT880, цветопередача которого оставляет желать лучшего. Есть еще пара моделей с подобными характеристиками, но они то появляются в продаже, то исчезают из нее.
С 4K-проекторами ситуация ничуть не лучше – их мы смогли насчитать только около десятка. При этом средняя цена – примерно в два раза выше, чем на аналогичные по разрешению телевизоры.
Снимать
Как ни странно, но с видеосъемкой в формате 4K дела обстоят чуть лучше. В ценовом диапазоне до 3 тысяч евро/долларов расположилась: «консьюмерская» Sony HandyCam FDR-AX100, компактная GoPro HERO3 Black, Blackmagic Production Camera 4K, подешевевшая буквально неделю назад на одну тысячу долларов, и Panаsonic GH4, еще не попавший на прилавки магазинов.
Профессиональные камеры по вполне понятным причинам мы перечислять не будем – слишком далеки они от народа. Возможности, предоставляемые сторонней прошивкой Magic Lantern, которую можно установить на ряд камер Canon, мы тоже оставим за пределами нашего обзора . По одной простой причине: сами разработчики не гарантируют, что прошивка не нанесет вреда камере. О чем и заявляют прямо.
В случае со съемкой видео сверхвысокого разрешения отдельной статьей расхода становятся и носители информации. 4K-видео – достаточно тяжелый видеопоток, секунда которого в несжатом виде может весить до нескольких сот мегабайт. Производители Blackmagic Production Camera 4K решили проблему объема и скорости, как говорится, на берегу – камера пишет непосредственно на SSD-диски (ради справедливости заметим, что это же решение было применено и в выпущенной ранее Cinema Camera). Всем же остальным придется либо запасаться высокоскоростными флеш-картами, либо – использовать внешние рекордеры. Последние хоть и получили широкое распространение, но стоят недешево.
Редактировать
Мониторы с разрешением 4K стоят несколько дешевле, чем телевизоры. Правда, здесь возникает одно большое но... На сегодняшний день стандарты передачи видеосигнала не позволяют работать со сверхвысоким разрешением без особых сложностей.
Стандарт HDMI 1.4a не позволяет выводить на экран изображения или видеопоток в разрешении 3840x2160 с разверткой больше, чем 30 Гц (или 30 кадров в секунду). Если для работы со статикой этого еще с горем пополам хватает, то для динамики – это не просто мало, а очень мало. Стандарт HDMI 2.0 обещает исправить ситуацию (поддержка потока со скоростью до 18 Гбит/ секунду, 50/60 Гц по развертке и «честная» 12-битная картинка). Но единственным на сегодняшний день устройством, в описании которого заявлена совместимость с будущим HDMI 2.0, является телевизор Panasonic TX-L65WT600.
Чуть лучше с 4K дела обстоят с DisplayPort в версии 1.2. Но только в случае использования так называемого MST-mode. Последний представляет собой пусть забавный, остроумный, но все же трюк, основанный на том, что экран 3840x2160 пикселов с точки зрения передачи сигнала разделяется на два экрана с разрешением 1920х2160 пикселов. Для конечного пользователя этот трюк, как правило, не заметен и позволяет удерживать развертку на уровне 50/60 Гц.
Беремся утверждать, что использование DisplayPort на сегодняшний день является единственным более-менее комфортным вариантом.
Большинство современных видеоредакторов способны работать с материалом, отснятым в сверхвысоком разрешении. Если здесь и есть проблемы, то они не настолько велики. А вот хранение отснятого материала может стать самой настоящей головной болью. При разрешении кадра 4096х2160 точек и 30 кадрах в секунду один час видео будет занимать более 1,4 Тб (при учете цвета в 12-бит на канал и цветовой модели YUV 4:2:2). Если же мы повысим скорость смены кадра до 60 в секунду, то один час видео будет весить уже около 3 Тб.
Преимущества и недостатки 4K
Что же нам дает сверхвысокое разрешение? В первую очередь картинку необыкновенной четкости, позволяющей рассмотреть изображение в деталях, не прибегая к увеличению. На неподготовленного человека 4K производит неизгладимое впечатление. Главный же недостаток стандарта – естественно, цена всех воспроизводящих и записывающих устройств, а также стоимость хранения видеоматериала в подобном стандарте.
Ситуация со сверхвысокими разрешениями еще сложнее, чем кажется на первый взгляд. Специалисты ресурса Wolfcrow.com рассуждают следующим образом: для любого медиаматериала на 24-дюймовом мониторе с разрешением 4096х2160 пикселов идеальным расстоянием просмотра будет примерно 45,7 см (1,5 фута). Но если пользователь отодвинется всего лишь на 90 см от экрана, то он не сможет ощутить разницы между сверхвысоким разрешением и банальным 1080p, рассматриваемым с полуметрового расстояния. В случае с телевизионным вещанием положение вещей еще забавнее: идеальная дистанция для экрана с диагональю в 42 дюйма составляет всего лишь... 76 сантиметров. Стоит лишь отодвинуться на какие-то два метра – и разница с 1080p сразу же пропадает.
И что же в итоге? Будущее, несомненно, за сверхвысокими разрешениями вещания. «Больше значит лучше» – это один из лозунгов потребительского общества. Хотим мы этого или нет, но уже с 2014 года 4K становится в прямом смысле реальностью, данной нам в ощущениях.