Казалось бы, монитор – устройство достаточно простое, и все с ним ясно. Но человек любит создавать мифы вокруг всего. Некоторые из этих мифов просто тешат его самолюбие, другие способны нанести вред кошельку или здоровью. Выбирая монитор, мы порой руководствуемся не совсем верными представлениями об этих устройствах. Перечислим самые распространенные из этих заблуждений и надеемся, это поможет в дальнейшем сделать правильный выбор.
Миф 1: мониторы с IPS-матрицей лучше, чем их TN-собратья
С сожалением вынуждены сообщить, что сама по себе IPS-матрица дисплея ничего не гарантирует. Так, например, на рынке немало мониторов с достаточно посредственным цветовым охватом (не более 60-70% sRGB). Особенно это очевидно в случае не с мониторами, а с дисплеями ноутбуков. Главное преимущество IPS по сравнению с обычным TN заключается в несколько более широких углах обзора экрана.
Миф 2: у IPS-мониторов время отклика существенно больше
На самом деле это утверждение верно только для самых бюджетных моделей. Более качественные мониторы с IPS-матрицей по времени отклика мало чем отличимы от любых других.
Миф 3: профессиональный монитор выводит цвет 10 бит на канал
Сам по себе монитор с выводом 10 бит на канал бесполезен, если не используется видеокарта, поддерживающая подобную возможность. Официально поддержка 10-битного вывода заявлена только в профессиональных видеоускорителях уровня. Таким образом, если вы не готовы вложиться в покупку видеокарты, то такой монитор будет ничуть не лучше. В ряде случаев ограничение на вывод является чисто программным – к примеру, под ОС Linux некоторые игровые видеокарты NVIDIA вполне способны выдавать10-битный цвет.
Миф 4: глянцевые мониторы не подходят для профессиональной работы с графикой
Блики и отражения на глянцевом покрытии матрицы монитора возникают из-за ярких источников света. Однако стандартные условия просмотра ISO 3664:2000 исключают наличие подобных источников при профессиональной работе с изображениями, выводимыми на монитор (подробнее – в разделе 4.5 упомянутого стандарта). Так что для профессиональной работы с графикой различия между матом и глянцем не столь существенны.
Миф 5: мониторы фирмы X заведомо лучше, чем мониторы фирмы Y
На самом деле у любой фирмы существуют так называемые бюджетные серии. Как показывают исследования, недорогие мониторы именитых производителей по своим характеристикам ничуть не лучше менее известных собратьев.
Миф 6: цветопередачу монитора можно настроить на глаз
И да, и нет. Человеческий глаз имеет свойство не только подстраиваться под условия освещения, но и оберегать так называемую «константность цвета». Под последней понимается способность зрения корректировать восприятие цвета объектов в зависимости от спектра освещения. Эта уникальная возможность позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире, но в плане настройки цветопередачи явно не идет на пользу. В качестве эксперимента можете попробовать поработать с фотографиями в комнате с веселенькими розовыми обоями или при свете тусклой лампы накаливания.
Теоретически «калибровка на глаз» способна давать результат. Но практически она служит всего лишь для контроля аппаратной калибровки или успокоения совести. При должном опыте подобный контроль может быть весьма эффективен.
Миф 7: широкий цветовой охват монитора заведомо лучше
Тут возникает закономерный вопрос: лучше для чего? Разве что если вы занимаетесь подготовкой изображений для печати, достоинства расширенного цветового охвата могут быть очевидны, да и то далеко не всегда. Вполне возможно, что возможности цветопередачи системы печати будут уже, чем скромный sRGB, или шире, чем AdobeRGB. Как правило, при работе с видео не стоит выбираться за пределы простого sRGB (профессиональную подготовку видеоматериалов выносим за скобки), а при работе с изображениями для web выход за пределы этого цветового пространства способен привести к непредсказуемым результатам.
Монитор с «честным» охватом sRGB в большинстве случаев может оказаться более практичным, чем «широкоцветные» собратья с неравномерно большим цветовым покрытием. К примеру, в случае с NECMultiSync PA271W-BK мы наблюдаем, что монитор очевидно выходит за пределы красно-синего спектра. Может статься, что вы будете редактировать цвета, которые никто никогда не увидит – ни на печати, ни в Интернете.
В целом культ 100% покрытия какого-либо цветового пространства лишен смысла. Вы точно уверены в том, что способны отличить на глаз, скажем, 97% и 99% покрытия AdobeRGB?
Миф 8: то, что я вижу на мониторе, я увижу и на печати
На самом деле получить полностью совпадающий результат бывает не просто трудно, но зачастую просто невозможно. И дело тут не в пресловутом несовершенстве техники, а в фундаментальных отличиях между аддитивным и субтрактивным синтезом цвета. Говоря с некоторой долей условности, аддитивный синтез создает цвет, добавляя свет к темному фону (что характерно для мониторов), субтрактивный же использует красители, цвет блокирующие (принтеры, плоттеры и т. д.).
Миф 9: качественная матрица – самое главное в мониторе
Это не совсем так. Электронная «обвязка» здесь важна ничуть не менее. Мониторы, выполненные на основе одной и той же матрицы, могут отличаться достаточно сильно – как по адекватности цветопередачи, так и по ряду других характеристик. Среди прочего стоит помнить о том, что крупных производителей матриц не так уж и много: Samsung Electronics, NEC LCD Technologies, LG.Philips (совместное предприятие), Hitachi Displays, AUO, Mitsubishi Electric, Fujitsu, Sharp... Вот, пожалуй, и все. Интересно, что одна и та же матрица может встретиться в мониторах, отличающихся по цене в 2-3 раза. Но это, кстати, не значит, что вы «переплатили за бренд». Доплата может идти за использование более качественных компонентов обвязки, за уровень контроля качества продукции и за гарантийные обязательства со стороны производителя.
Миф 10: чем выше яркость экрана, тем лучше
Пожалуй, это самый вредный из всех мифов, способный нанести вред здоровью. Общее правило – яркость монитора должна быть лишь немногим выше, чем яркость окружения. Иначе ваши глаза вряд ли скажут вам спасибо. Таким образом, если вы не работаете в условиях стабильной освещенности, то яркость стоит менять самостоятельно, в зависимости от времени суток. Как вариант – довериться автоматической настройке в зависимости от освещения, присутствующей во многих моделях. Но идеальным вариантом будет все же самостоятельный контроль над освещенностью.