За минувшую пятницу челябинцы сняли с карточных счетов и вкладов СМП Банка около 400 миллионов рублей. Отток средств продолжался вплоть до воскресенья, когда международные платежные системы Visa и MasterCard объявили о снятии блокировки операций по картам в рамках экономических санкций из-за ситуации в Крыму. По мнению экспертов, критическая ситуация должна подтолкнуть российские власти к скорейшему созданию национальной платежной системы, при этом снизить риски повторения подобных случаев можно гораздо более простым, быстрым и менее затратным способом.
О том, что международные платежные системы Visa и MasterCard без предупреждения перестали оказывать услуги по проведению платежных операций по картам, выпущенным рядом российских банков, стало известно в пятницу утром. В частности, под экономические санкции попали банки «Россия», «Собинбанк» и СМП Банк, филиал которого есть и в Челябинске. Как рассказывает управляющий челябинского филиала СМП Банка Дмитрий Довженко, отсутствие ясной информации о том, по какой причине не проходят платежи по картам, спровоцировало различные слухи и панику. «Только в пятницу челябинцы сняли с карт и депозитов около 400 млн рублей, – говорит он. – Безусловно, сотрудники банка старались разъяснить сложившуюся ситуацию, при этом мы заняли четкую позицию: не отказывать и не вводить никаких ограничений на снятие средств через банкоматы и кассы банка».
Как пояснил президент, председатель правления СМП Банка Дмитрий Калантырский, посетивший сегодня Челябинск с рабочим визитом, все клиенты банка были оповещены о сложившейся ситуации и временных трудностях с проведением платежей по картам, однако из-за большого потока СМС-сообщения приходили с значительным опозданием. Официальный сайт банка, на котором также было размещено информационное письмо, подвергся DDoS-атаке и был недоступен в течение нескольких часов. Как сообщил Дмитрий Калантырский, за минувшие выходные отток средств по счетам частных клиентов в банке составил около четырех миллиардов рублей, со счетов организаций и предпринимателей – порядка пяти миллиардов рублей. При этом, как подчеркнул он, денежные запасы ликвидности банка по-прежнему позволяют выполнять все обязательства и свободно выдавать наличность по первому запросу.
По словам Дмитрия Довженко, сегодня на Южном Урале банком выпущено около 80 тысяч карт, и более половины – в рамках зарплатных проектов муниципальных и государственных учреждений. «Отток средств за два дня составил порядка 10% остатков на счетах, – говорит Дмитрий Довженко. – Сумма, конечно, значительная, но для банка не критичная. Уже в понедельник, после того как санкции были сняты, показатели поступления и оттока средств со счетов вернулись на обычный уровень».
Произошедшее, по мнению Дмитрия Калантырского, должно стать наглядным свидетельством крайней уязвимости российских банков от внешних воздействий и привести к выработке конкретных мер по скорейшему созданию национальной платежной системы, которое стопорится вот уже несколько лет. «Создание единого процессингового центра, который будет обслуживать карты всех российских банков – кропотливый многолетний труд, – говорит эксперт. – И я не уверен, что этим в принципе сегодня необходимо заниматься. Проблему можно решить гораздо быстрее на уровне соглашений между российскими банками, имеющими собственные процессинговые центры. Маршрутизация платежей в этом случае будет происходить не через серверы международных платежных систем, а через банковские серверы. Затраты фактически нулевые, а эффект – точно такой же, как при создании единого независимого процессингового центра».
В этом случае зарубежные платежные системы уже не в состоянии будут каким-либо образом повлиять на проведение операций по картам на территории страны. «Безусловно, это не обезопасит от рисков блокировки платежных операций по карте россиян, которые находятся за границей, но все же размер потенциального ущерба несравнимо ниже», – отмечает Дмитрий Калантырский. По его оценкам, межхост вполне реально наладить в течение недели.
При этом локальные платежные системы, как и локальные операторы сотовой связи, по его мнению – уже вчерашний день. «Создать глобальную платежную систему на базе какого-либо российского банка на сегодняшний день невозможно, – говорит Дмитрий Калантырский. – Visa и MasterCard на это потребовались десятилетия и миллиарды долларов. К тому же будем откровенны: российским компаниям не так уж рады за рубежом, и, пытаясь создать собственную глобальную платежную систему, мы неизбежно столкнемся с огромными бюрократическими проволочками и запретами».
По его словам, банк не намерен обращаться к международным платежным системам с требованиями компенсации понесенных финансовых и репутационных потерь.
«Решение Visa и Master Card выглядело слишком политизированным и поспешным, – говорит аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. – В какой-то степени оно толкает Россию к созданию собственной платежной системы (ну или по крайней мере, расширению сотрудничества с мировыми аналогами, например – с China UnionPay). Хотя, конечно, и не исключено, что Visa и Master Card просто перестраховались в заведомо сложной для анализа ситуации. Собственно, на этом и строились апелляции представителей банка к платежным системам. Думаю, что репутационные и операционные риски банков в такой ситуации ограничены словесными интервенциями российского президента и Центробанка, которые ясно дали понять, что поддержат попавшие под санкции со стороны ЕС и США кредитные организации».
«Какой объем операций осуществляют клиенты крупнейших банков страны в день с использованием пластиковых карт, если в среднем они расходуют на оплату услуг и товаров 10–15 тысяч рублей в месяц? – задается вопросом начальник отдела пластиковых карт и сервисов ДБО «Абсолют Банка» Алексей Перов, пытаясь оценить размер понесенных российскими банками финансовых потерь. – Не зря банки теперь пытаются взыскать с международных платежных систем причиненный ущерб. Что же касается репутационного риска – я не думаю, что потери в этом плане существенны. Причина проблем очевидна, и она лежит не в плоскости российской банковской системы. Импульс для создания национальной платежной системы, безусловно, есть. Повторения истории с блокировкой, разумеется, не хотелось бы, и поэтому сегодня есть смысл задуматься о собственной платежной системе или переходе на уже существующие альтернативные платежные системы. Замечу, что второй вариант более реалистичен и потребует меньших затрат и усилий».
«Независимо от степени вины самого банка в подобных ситуациях ответственность перед потребителями несет в том числе и он, как организация, которую эту карту выпустила и осуществляла обслуживание, – говорит заместитель председателя регионального отделения общественного организации «Финпотребсоюз» Вячеслав Курилин. – Действительно, как таковых убытков в результате блокировки платежных операций по картам у клиентов банков не возникло, однако в течение двух дней они фактически были лишены возможности свободно пользоваться своими средствами. Мне представляется справедливым, что за эти неудобства либо банк, либо платежная система должны возместить им ущерб как минимум в размере ставки рефинансирования».
Как отмечает юрист, судебная практика в России такова, что размер компенсации морального вреда, как правило, не превышает пяти–десяти тысяч рублей, однако эта конкретная ситуация – уникальная с точки зрения правовой безосновательности действий платежных систем, так что суды могут и выйти за пределы обычных сумм морального вреда и взыскать более значимые суммы. По его словам, находится немало разгневанных потребителей, для которых важен даже не столько размер компенсации, сколько сам факт ее взыскания. И челябинский юрист готов безвозмездно взяться за иски пострадавших держателей карт против международных платежных систем.
По мнению руководителя направления по внедрению персонального финансового планирования «БКС Премьер» Сергея Дейнеки, «очередной этап санкций теоретически возможен, однако вряд ли ситуация повторится в более крупном масштабе, так как политическая напряженность будет, скорее всего, идти на спад, и сторонам вместо очередных санкций будет выгоднее искать компромиссы для продолжения сотрудничества».